КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Тупик (фильм, 1966)


Русское названиеТупик
Оригинальное названиеCul-de-Sac
Жанркомедия
драма
триллер
РежиссёрРоман Полански
АктёрыДональд Плезенс
Франсуаза Дорлеак
Лайонел Стэндер
imdb_id0060268
Время111 мин.
СтранаВеликобритания
ПродюсерДжин Гутовски
Майкл Клингер
Тони Тензер
СценаристЖерар Браш
Роман Полански
КомпозиторКржиштоф Комеда
ОператорГилберт Тейлор
КомпанияTransmission Films
Sigma III
Год1966

«Тупи́к» (enCul-de-Sac) — фильм режиссёра Романа Поланского, удостоенный главного приза Берлинского кинофестиваля 1966 года.

В своих интервью Полански не раз повторял, что считает «Тупик» своим лучшим фильмом и, будь его воля, снимал бы только ленты, подобные этой.

Сюжет

Два гангстера, Дики и Элби, получив ранения во время попытки ограбления, прячутся от полиции у приливного острова Линдисфарн. Они набредают на Линдисфарнский замок, расположенный в приливно-отливной зоне — время от времени он оказывается то на материке, то на острове.

Курс "История цензуры и пропаганды" Государственный университет Илии, Тбилиси.

Все видео

В уединённом замке живут муж с женой — несколько неуравновешенный Джордж и красивая, но неверная Тереза, которая гораздо моложе его. Дики захватывает молодожёнов в заложники до прибытия своего таинственного босса по имени Кательбах. Ночью его напарник умирает от раны. Вместо босса в замок приезжают досужие гости, и топорному гангстеру в их присутствии поневоле приходится изображать из себя лакея.

В момент, когда ситуация готова разрешиться без лишней крови, из-за взбалмошности и жестокости Терезы происходит убийство Дики. Девушка покидает горящий замок с очередным любовником, оставив обезумевшего Джорджа рыдать сидя на скале в море, повторяя имя своей первой жены, Агнессы.

В ролях

  • Дональд Плезенс — Джордж
  • Франсуаза Дорлеак — Тереза
  • Лайонел Стэндер — Дики
  • Джек МакГоуран — Элби
  • Йен Кваррье — Кристофер
  • Джеффри Самнер — отец Кристофера
  • Рене Хьюстон — мать Кристофера
  • Роберт Дорнинг — знакомый Филип
  • Мэри Кин — знакомая Мэрион
  • Уильям Франклин — Сесил
  • Жаклин Биссет — Жаклин (Джекки Биссет)
  • Тревор Делани — Николас

Интересные факты

Образованная в 1990 году в Бостоне экспериментальная музыкальная группа «Cul de Sac», которую считают одними из основоположников пост-рока, взяла своё название именно от этого фильма Романа Полански.

Анализ

Задуманный как кинематографический аналог пьес Беккета, „Тупик“ повторяет геометрический минимализм их структуры„Тупик“ можно описать как чёрный роман Раймонда Чандлера или Уильяма Айриша, пересказанный Сэмюэлом Беккетом» (Михаил Трофименков).. В фильме четыре главных персонажа — из них двое «командиров» и двое «подчинённых». Отношения между углами этого квадрата вскрывают скрытый садомазохизм, на котором строится эта (да и любая другая) кинокомедия.James Morrison. Roman Polanski. University of Illinois Press, 2007. ISBN 978-0-252-07446-2. Pages 43-44, 50. По ходу фильма герои несколько раз меняются ролями. Сюжетные ожидания зрителей постоянно фрустрируются: например, в этом фильме не гангстеры несут смерть мирному семейству, как можно было бы ожидать в обычном триллере, а наоборот. Жизненным «тупиком» оказывается остров не только для незадачливых налётчиков, но и для главного героя, Джорджа. Прибытие бандитов вскрывает несбыточность его надежд на семейное счастье в браке с Терезой. Экзистенциальный тупик в том, что он внутренне принимает ситуацию, в которой его постоянно запугивают, унижают и оскорбляют другие (в первую очередь, Дики и Тереза).С точки зрения психоанализа, его виктимность замешана на подсознательной потребности в возвращении травмы.

Работа над фильмом

Первые короткометражки Поланского находились в русле польской и европейской традиции абсурдистского театра. Затем ему пришлось снять два более традиционных по форме полнометражных фильма — в первом случае, под давлением социалистической идеологии, во втором — чтобы сделать себе имя на Западе. Если верить автобиографии режиссёра, легендарный фильм «Отвращение» с присущим ему налётом сюрреализма был для него лишь шагом к абсурдистскому проекту в духе Беккета и Пинтера.John Orr, Elżbieta Ostrowska. The Cinema of Roman Polanski. ISBN 978-1-904764-75-5. Pages 96-97. Ещё в начале 1960-х он описывал его сюжетную линию следующим образом:

Это рассказ о новобрачных, ему лет 46 или 48, ей 22 или 23. Они живут в разваливающемся доме у моря. Он очень богат, но она грозит пустить его по миру своими тратами. Она не в своём уме, но он любит её. В их доме пытается найти убежище раненый бандит.

Поначалу речь шла о фильме, в котором на язык кино были бы переведены художественные координаты таких беккетовских пьес, как «В ожидании Годо» и «Эндшпиль», с примесью «театра жестокости» Арто. Само название фильма — «В ожидании Кательбаха» — должно было отсылать к знаменитой пьесе Беккета (аллюзия на «Эндшпиль» удержана и в названии «Тупик»). На главные роли были выбраны Макгоуран и Плезенс — театральные актёры, сделавшие себе имена в постановках пьес Беккета и Пинтера, соответственно.  — единственное место действия всего фильма]]

Полански вспоминает, что сценарий был для него с Браком чистой импровизацией, «как будто бы кто-то дал нам холст и кисти и сказал, „Творите, ребята“.Roman Polanski: Interviews (ed. by Paul Cronin). University Press of Mississippi, 2005. ISBN 978-1-57806-800-5. Page 40. Сцены и персонажи выросли из всего того, что занимало сценаристов в то время — как в жизни, так и в искусстве. Прототипом Дики стал польский друг Поланского по имени Анджей Кательбах, прототипом Терезы — первая жена Поланского, Барбара Квятковска. Первоначально предполагалась, что молодожёнов сыграют сам режиссёр и пытавшаяся помыкать им Барбара.

Съёмки фильма проходили на острове Линдисфарн на севере Англии. Они столкнулись с множеством трудностей, включая ненастную погоду, постоянные перебранки режиссёра с актёрами и актёров между собою, проблемы Стэндера со здоровьем (у него пошаливало сердце) и отсутствием на острове элементарных удобств. Фильм был восторженно принят на Берлинале, однако менее высоколобые критики, особенно в Штатах, его не поняли и подвергли остракизму. Многие недоумевали, зачем нужно снимать фильм, где все без исключения персонажи вызывают лишь антипатию. Всего через пару дней после американской премьеры он был фактически снят с проката.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить