КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Улыбки летней ночи
Русское название | Улыбки летней ночи |
Оригинальное название | Sommarnattens leende |
Жанр | мелодрама комедия |
Режиссёр | Ингмар Бергман |
Актёры | Эва Дальбек Гуннар Бьёрнстранд Харриет Андерссон |
Продюсер | Аллан Экелунд |
Сценарист | Ингмар Бергман |
Оператор | Гуннар Фишер |
Композитор | Эрик Нордгрен |
Компания | Svensk Filmindustri (SF) |
imdb_id | 0048641 |
Время | 108 мин. |
Страна | Швеция |
Год | 1955 |
«Улыбки летней ночи» (svSommarnattens leende) — кинофильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана.
Сюжет
В фильме восемь или девять действующих лиц: стареющий богатый адвокат, два года назад женившийся на 18-летней красавице да так до сих пор и не овладевший ею; сама эта красавица, томящаяся в нелепом девичестве и влюблённая в сына адвоката, студента духовной семинарии; названный молодой человек, мучающийся той же проблемой и той же страстью; великолепная, как солнечный полдень, служанка (изумительно, вдохновенно сыгранная Харриет Андерссон), поминутно строящая куры то папаше, то сынку, а то и — с той же радостной лёгкостью — девственнице-хозяйке; бывшая любовница адвоката — перезревающая примадонна местной оперетты; её нынешний любовник — молодой аристократ, богач, бретёр и бабник; его любящая, ревнивая и в то же время циничная жена, подруга девственной супруги адвоката; наконец, прикованная к креслу старостью, обезножевшая мать актрисы, дама тоже явно из бывших; и слуга бретёра, этакий полуфальстаф, полупортос из простонародья.
Эта пёстрая разнородная компания сплетается в картине подобно спутавшейся леске, размотать которую практически невозможно, поскольку множество узлов обнаруживается в самых неожиданных местах. Адвокат любит жену, но во сне видит актрису, с которой тоже давно не спит, однако желал бы. С ней спит аристократ. Адвокатша переспала бы с кем угодно, даже с мужем, но во сне видит его сына. Сын вообще снов не видит — ему не до сна. Жена аристократа тоже тот ещё фрукт, впрочем, о том, с кем именно спит она, история умалчивает. Нереализованных желаний нет лишь у служанки да у старухи: первая спит, с кем захочет, вторая спит за столом с игральными картами.
В итоге, после ряда сатирических и просто весёлых перипетий аристократ на время возвращается к своей жене, адвокатша соединяется с семинаристом, адвокат с актрисой, растящей, оказывается, его 10-летнего сына, а служанка, как уже было сказано выше, — с развесёлым конюхом.
В ролях
- Гуннар Бьёрнстранд — Фредрик Эгерман
- Улла Якобссон — Анна Эгерман
- Бьёрн Бьелфвенстам — Генрик Эгерман
- Эва Дальбек — Дезире Армфельдт
- Найма Вифстранд — госпожа Армфельдт
- Ярл Кулле — граф Карл Магнус Малкольм
- Маргит Карлквист — графиня Шарлотта Малкольм
- Оке Фридель — Фрид, конюх
- Харриет Андерссон — Петра, служанка
- Юллан Киндаль — Беата, кухарка
- Гулл Наторп — Малла
- Биргитта Вальберг — актриса
- Биби Андерсон — актриса
Стилистика
На редкость для Бергмана лёгкая и радостная картина, комедия, почти водевиль в декорациях начала ХХ века. Именно этот фильм впервые принёс режиссёру успех за пределами Швеции, оказался кассовым и, несмотря на это, умным и нестареющим.
По сути «Улыбки летней ночи» — театральная комическая пьеса, действие которой лишь в двух-трёх эпизодах происходит вне комнаты. Эпизоды эти сделаны как бы даже нехотя, как бы из необходимости: кино внутри театра. Они, однако, драматургически оправданы не только тем, что оживляют и без того нескучную картину, но и тем, что блистательной своей кинематографичностью, почти осязаемым свежим ветром летнего дня отчётливо уравновешивают спёртый воздух обеспеченного и потому слегка удушливого бытия богатых бездельников. В одном из эпизодов, в начале фильма, герой, направляясь к любовнице, в её присутствии падает в зеркально чистую лужу, чем определяет конечную никчёмность пустого своего существования; в другом неунывающая блудливая молодка-служанка в лучших традициях народных сцен из комедий Шекспира или вдохновенных галльских сатир отдаётся конюху на вольном воздухе — на радость себе и зрителям и словно бы в укор чопорному чванству господ.
Совершенное барокко, высочайшее актёрское мастерство, умная сатира на одинаково мещанские независимо от социальной принадлежности персонажей нравы и неожиданное в трагическом творчестве Бергмана жизнелюбие ранних шекспировских комедий. Ничуть не устаревший за полвека, несомненный шедевр кинематографа и — в не меньшей степени — театра.
Награды и номинации
Награды
- 1956 — Каннский кинофестиваль
- Лучший поэтический юмор — Ингмар Бергман
- 1957 — Премия Bodil Awards
- Лучший европейский фильм — Ингмар Бергман
Номинации
- 1956 — Каннский кинофестиваль
- Золотая пальмовая ветвь — Ингмар Бергман
- 1957 — Премия BAFTA
- Лучший фильм
- Лучший зарубежный актер — Гуннар Бьёрнстранд
- Лучшая зарубежная актриса — Эва Дальбек