КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Улыбки летней ночи


Русское названиеУлыбки летней ночи
Оригинальное названиеSommarnattens leende
Жанрмелодрама
комедия
РежиссёрИнгмар Бергман
АктёрыЭва Дальбек
Гуннар Бьёрнстранд
Харриет Андерссон
ПродюсерАллан Экелунд
СценаристИнгмар Бергман
ОператорГуннар Фишер
КомпозиторЭрик Нордгрен
КомпанияSvensk Filmindustri (SF)
imdb_id0048641
Время108 мин.
СтранаШвеция
Год1955

«Улыбки летней ночи» (svSommarnattens leende) — кинофильм шведского режиссёра Ингмара Бергмана.

Сюжет

В фильме восемь или девять действующих лиц: стареющий богатый адвокат, два года назад женившийся на 18-летней красавице да так до сих пор и не овладевший ею; сама эта красавица, томящаяся в нелепом девичестве и влюблённая в сына адвоката, студента духовной семинарии; названный молодой человек, мучающийся той же проблемой и той же страстью; великолепная, как солнечный полдень, служанка (изумительно, вдохновенно сыгранная Харриет Андерссон), поминутно строящая куры то папаше, то сынку, а то и — с той же радостной лёгкостью — девственнице-хозяйке; бывшая любовница адвоката — перезревающая примадонна местной оперетты; её нынешний любовник — молодой аристократ, богач, бретёр и бабник; его любящая, ревнивая и в то же время циничная жена, подруга девственной супруги адвоката; наконец, прикованная к креслу старостью, обезножевшая мать актрисы, дама тоже явно из бывших; и слуга бретёра, этакий полуфальстаф, полупортос из простонародья.

Эта пёстрая разнородная компания сплетается в картине подобно спутавшейся леске, размотать которую практически невозможно, поскольку множество узлов обнаруживается в самых неожиданных местах. Адвокат любит жену, но во сне видит актрису, с которой тоже давно не спит, однако желал бы. С ней спит аристократ. Адвокатша переспала бы с кем угодно, даже с мужем, но во сне видит его сына. Сын вообще снов не видит — ему не до сна. Жена аристократа тоже тот ещё фрукт, впрочем, о том, с кем именно спит она, история умалчивает. Нереализованных желаний нет лишь у служанки да у старухи: первая спит, с кем захочет, вторая спит за столом с игральными картами.



Все видео

В итоге, после ряда сатирических и просто весёлых перипетий аристократ на время возвращается к своей жене, адвокатша соединяется с семинаристом, адвокат с актрисой, растящей, оказывается, его 10-летнего сына, а служанка, как уже было сказано выше, — с развесёлым конюхом.

В ролях

  • Гуннар Бьёрнстранд — Фредрик Эгерман
  • Улла Якобссон — Анна Эгерман
  • Бьёрн Бьелфвенстам — Генрик Эгерман
  • Эва Дальбек — Дезире Армфельдт
  • Найма Вифстранд — госпожа Армфельдт
  • Ярл Кулле — граф Карл Магнус Малкольм
  • Маргит Карлквист — графиня Шарлотта Малкольм
  • Оке Фридель — Фрид, конюх
  • Харриет Андерссон — Петра, служанка
  • Юллан Киндаль — Беата, кухарка
  • Гулл Наторп — Малла
  • Биргитта Вальберг — актриса
  • Биби Андерсон — актриса

Стилистика

На редкость для Бергмана лёгкая и радостная картина, комедия, почти водевиль в декорациях начала ХХ века. Именно этот фильм впервые принёс режиссёру успех за пределами Швеции, оказался кассовым и, несмотря на это, умным и нестареющим.

По сути «Улыбки летней ночи» — театральная комическая пьеса, действие которой лишь в двух-трёх эпизодах происходит вне комнаты. Эпизоды эти сделаны как бы даже нехотя, как бы из необходимости: кино внутри театра. Они, однако, драматургически оправданы не только тем, что оживляют и без того нескучную картину, но и тем, что блистательной своей кинематографичностью, почти осязаемым свежим ветром летнего дня отчётливо уравновешивают спёртый воздух обеспеченного и потому слегка удушливого бытия богатых бездельников. В одном из эпизодов, в начале фильма, герой, направляясь к любовнице, в её присутствии падает в зеркально чистую лужу, чем определяет конечную никчёмность пустого своего существования; в другом неунывающая блудливая молодка-служанка в лучших традициях народных сцен из комедий Шекспира или вдохновенных галльских сатир отдаётся конюху на вольном воздухе — на радость себе и зрителям и словно бы в укор чопорному чванству господ.

Совершенное барокко, высочайшее актёрское мастерство, умная сатира на одинаково мещанские независимо от социальной принадлежности персонажей нравы и неожиданное в трагическом творчестве Бергмана жизнелюбие ранних шекспировских комедий. Ничуть не устаревший за полвека, несомненный шедевр кинематографа и — в не меньшей степени — театра.

Награды и номинации

Награды

  • 1956 — Каннский кинофестиваль
    • Лучший поэтический юмор — Ингмар Бергман
  • 1957 — Премия Bodil Awards
    • Лучший европейский фильм — Ингмар Бергман

Номинации

  • 1956 — Каннский кинофестиваль
    • Золотая пальмовая ветвь — Ингмар Бергман
  • 1957 — Премия BAFTA
    • Лучший фильм
    • Лучший зарубежный актер — Гуннар Бьёрнстранд
    • Лучшая зарубежная актриса — Эва Дальбек

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить