КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

В омуте Москвы


Русское названиеВ омуте Москвы
ЖанрДрама
РежиссёрНиколай Ларин
ПродюсерИосиф Ермольев
АктёрыПетр Бакшеев
Лидия Триденская
Иосиф Ермольев
Татьяна Куницкая
ОператорЛуи Форестье
КомпанияТоварищество И. Ермольева
СтранаРоссия
Время23 мин
Год1914

«В о́муте Москвы́» — русский немой короткометражный художественный фильм в жанре криминальной драмы. Снят режиссёром Николаем Лариным при участии продюсера Иосифа Ермольева в Российской империи. Впервые продемонстрирован 4 сентября 1914 года. В фильме снялись Петр Бакшеев, Лидия Триденская, Иосиф Ермольев и Татьяна Куницкая. Фильм был первой работой художественного коллектива Иосифа Ермольева.

Сюжет

Фильм представляет собой жизнеописание деревенского парня, попавшего в Москву. Парень по имени Дмитрий устроился половым в городском трактире, затем влюбляется в портниху Улю, а после того, как она рожает ребёнка — бросает её. После этого парень близко сходится с хозяйкой трактира, обворовывает её и после серии кутежей арестовывается и попадает в тюрьму. В это время брошенная им портниха решает покончить жизнь самоубийством и броситься под поезд. Самоубийство не удаётся и её спасает стрелочник, впоследствии женившийся на ней. Через несколько лет с каторги возвращается обокравший трактирщицу парень, и узнав о счастьи стрелочника с брошенной им портнихой, ради будущего собственной дочери решает оставить их в покое .

Критика

Исследователем русского кинематографа Олегом Усенко отмечено, что в фильме «В омуте Москвы» отражено состояние менталитета людей эпохи начала XX века: познание окружающего мира по принципу аналогии, лежащему в основе метафоризации, которая выразилась в фильме в уподоблении человеческого и социального нечеловеческому и природному.

В данном фрагменте Уля бежит, чтобы броситься под поезд, но её спасает путевой обходчик.

Все видео

Генеральный продюсер Телеканала «Россия» Александр Акопов в интервью журналу «Искусство кино» в 2000 году указал на то, что советским и российским кинокритиком Неей Зоркой в книге «На рубеже столетий» было продемонстрировано, что «драматический жанр в дореволюционном кино знал одну, но пламенную страсть — историю обольщения, каковое не может состояться без бурных выбросов либидо». Зоркая, как говорит Акопов, наугад взяв несколько картин, продемонстрировала набор событий, образующих такой сюжет, стандартный не в деталях, но по существу. В качестве примера стандартного сюжета ей приведён сюжет фильма «В омуте Москвы»: «Деревенский парень Дмитрий приходит в столицу за „сладкой жизнью“ и, презрев невесту — скромную, добродетельную белошвейку Улю, оказывается в постели хозяйки трактира, где служит половым. Хозяйка, устав от дебошей Дмитрия, выгоняет его, но тот неспособен остановиться и вскоре оказывается на каторге».

Сценарист и автор телепередач Андрей Кокорев и доктор исторических наук Владимир Руга в работе, посвящённой исследованию городского быта Москвы в начале XX века, пишут, что «судя по газетным отчетам, на фильмах вроде „В омуте Москвы“ … залы кинематографов совсем не пустовали». КЖ. 1914. № 5.37

  • Фирма приобрела картину И. Н. Ермольева, отзыв о которой в общих чертах мы уже давали. Лента названа «В омуте Москвы». Сюжетом для ленты послужило жизнеописание одного деревенского парня, попавшего в город половым в трактир, влюбляющегося в портниху и бросающего её, как только она стала матерью, сходящегося с хозяйкой трактира и обворовывающего её. Затем идут кутежи на наворованные деньги, кончающиеся тюрьмой. А после тюрьмы встреча с приятелем — лакеем гостиницы, ограбление богатого постояльца и убийство его, а далее каторга. А в это время девушка, брошенная им, желая покончить с собой, бросается под поезд, но её спасает стрелочник и женится на ней. Проходит десять лет. Вернувшийся с каторги герой пьесы попадает на ночлег в сторожку стрелочника и узнает свою прежнюю возлюбленную и дочь. И, чтобы не мешать счастью последней, незаметно уходит. Таков её сюжет. Следует добавить ещё, что лента будет иметь успех у публики.Сине-фоно. 1914. № 11. 25
  • Драма «В омуте Москвы» являет собою одно из тех произведений, в которых отражаются темные стороны жизни большого города. Длинная вереница ярких типически выраженных образов проходит перед нами в этой пьесе. Главное место среди них, безусловно, должно быть отведено Авдотье Пименовне, олицетворяющей собою тот бессмертный тип купчихи средней руки, с которым так часто приходится сталкиваться в произведениях Островского. Тупость, мелочность, ограниченность, притом ещё не угасшее желание любить и быть любимой — вот краткая характеристика этих женщин. Очень типичен также образ Дмитрия, сначала скромного полового в трактирном заведении, принадлежащем Авдотье Пименовне, потом любовника последней, нахального, развязного кутилы и наконец преступника. В этих трех стадиях прошла жизнь Дмитрия, и как-то невольно возникает мысль о суетности людских желаний и о том фаталистически неизбежном, что создается известной обстановкой, средой. Трогательно-печален образ девушки, горячо полюбившей и так скоро покинутой тем, кто сулил столько радости и счастья и легко променял её, свою возлюбленную, на беззаботную жизнь в палатах Авдотьи Пименовны. В картине много красочности, неподдельного реализма, и её появление на экране должно быть приветствуемо.ВК 1914. № 86/6. 33-34
  • Разрешена к демонстрации за исключением сцены удушения. Разрешена к демонстрации в Швеции для аудитории старше 15 лет.ВК. 1914. № 87/7. 51-->

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить