КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ

Вечное возвращение (фильм, 2012)


Русское названиеВечное возвращение
Жанркомедия
РежиссёрКира Муратова
АктёрыРената Литвинова
Олег Табаков
Сергей Маковецкий
Алла Демидова
СтранаУкраина
ПродюсерОлег Кохан
Ореста Компанец
Олег Кулик
СценаристКира Муратова
КомпозиторЗемфира
ОператорВладимир Панков
КомпанияSota Сinema Group
Год2012
imdb_id2536310

«Вечное возвращение» (рабочее название — «Кинопробы. Однокурсники») — фильм режиссёра Киры Муратовой. Премия «Ника» За лучший фильм стран СНГ и Балтии.

Мировая премьера которого состоялась в рамках Римского кинофестиваля в 2012 году.

Сюжет

Продюсер (Антон Муратов) показывает кинопробы к фильму скончавшегося режиссёра инвестору-сахарозаводчику (Олег Кохан), желающему приобщиться к волшебному миру кино.

Герои фильма -- мужчина и женщина, не встречавшиеся много лет. Пришел мужчина к женщине. Пришел в шляпе, да так волновался, что забыл ее снять. Они однокурсн...

Все видео

Несколько десятков раз разные пары актёров на все лады произносят один и тот же текст, разыгрывают одну и ту же ситуацию. Он «возвращается» к Ней спустя много лет, чтобы посоветоваться о делах сердечных: кого ему предпочесть — жену Люду или любовницу Люсю? Она не может понять кто перед ней, поскольку у Него был брат-близнец.

Сахарозаводчик польщен, что ему предлагают вложиться в творческий процесс, однако все-таки склоняется к отказу: «Ответ отрицательный, но не окончательный… Очень элитарно — мне нравится, а понравится ли публике?»

В ролях

Съёмочная группа

  • Режиссёр-постановщик — Кира Муратова
  • Автор сценария — Кира Муратова
  • Операторы-постановщики — Владимир Панков
  • Художник-постановщик — Евгений Голубенко
  • Композитор — Земфира
  • Художник по костюмам — Руслан Хвастов
  • Режиссёр монтажа — Валентина Олейник
  • Продюсеры — Олег Кохан, Ореста Компанец, Олег Кулик

Критика

На Римском международном кинофестивале критики назвали картину «гипнотической воронкой». Фильм призов не получил, хотя, по мнению критика Антона Долина, на этом фестивале не было фильма, способного приблизиться к «Вечному возвращению» по части вдохновенности, оригинальности, юмора, поэзии. Критик определяет форму фильма как вариации: бесконечное разнообразие типажей и голосов, актёрских манер и школ, выразительных жестов и слов-паразитов. Он считает, что музыкальная терминология в случае Муратовой неизбежна, чутьё к ритму и пренебрежение к законам кинематографического нарратива – важнейшие черты её фильмов. «Вечное возвращение» – апофеоз репетитивности, за которую одни режиссера клянут, а другие превозносят.

Кинокритик Валерий Кичин отмечает, что название фильма формально отсылает к тезису Ницше о бесконечной повторяемости предметов и явлений, а, возможно, и к фильму с Жаном Марэ. В коллизии с просмотром дублей критик видит горькую мысль о сложности художнических амбиций, которая вечно расшибается в лепешку о тупость коммерческой индустрии, и безнадежность вечного противостояния неизвестно чего хотящих мужчин и страдающих от их тупости женщин. Как любой странный фильм, «Вечное возвращение» позволяет при желании увидеть метафору в каждом кадре. Но каждая из расшифровок окажется первобытно простенькой. Критик считает, что вне контекста творчества Киры Муратовой и вне ауры, к ней прикипевшей в сознании синефилов, фильм не существует.

Кинообозреватель Стас Тыркин считает, что фильм строг (по структуре) и нарочито манерен (по исполнению), целостен и фрагментарен, совмещает наив с мудростью, вызывает смех и слезы и превращает чистый сор (а что ещё такое кинопробы, самое место которым в корзине?) в столь же чистую поэзию. Стас Тыркин отмечает гипнотическое качество фильма - от картины, где «ничего не происходит», оторваться нельзя — она заматывает, затягивает в воронку, оставляя со щемящим чувством боли, без которого не бывает подлинного искусства.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить