КИНО / ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Золотой телёнок (фильм, 1968)
Потерянный Бендер ради Зоси возвращается в Черноморск, где встречается с Козлевичем. Не найдя смысла в обретённом миллионе, он отправляет его бандеролью в Министерство финансов, после чего видит на улице Зосю. Он пытается вернуть девушку, но та уже успела выйти замуж. Поняв, что теперь потерял и любовь, и деньги, Остап бросается возвращать хотя бы последнее, что ему не без труда, но удаётся. Вновь обретя почти миллион, он бесповоротно принимает решение «начать трудовую буржуазную жизнь в Рио-де-Жанейро». Целую зиму Остап готовится к переходу границы, скупая золотые изделия и валюту. Но когда он предпринимает попытку бежать из СССР следующей весной, румынские пограничники отнимают у него всё. Избитый Бендер, вернувшись на советский берег с единственной уцелевшей в схватке драгоценностью — орденом «Золотого телёнка» — устало обращается в пространство с фразой: «Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придётся переквалифицироваться в управдомы».
В фильме снимались
В главных ролях
- Сергей Юрский — Остап Бендер
- Леонид Куравлёв — Шура Балаганов
- Зиновий Гердт — Михаил Самуэлевич Паниковский
- Евгений Евстигнеев — Александр Иванович Корейко
- Светлана Старикова — Зося Синицкая
- Николай Боярский — Адам Казимирович Козлевич
В ролях
- Павел Винник — бухгалтер Берлага
- Евгений Гуров — официант
- Игорь Ясулович — юный шофёр-любитель
- Игорь Кашинцев — служащий Бомзе
- Михаил Кокшенов — секретарь
- Владимир Пицек — проводник
- Николай Сергеев — старик Синицкий
- Раднэр Муратов — студент в купе
- Тамара Сёмина — Раечка
- Константин Воинов — Скумбриевич
- Виктор Семёнов — Перикл Фемиди, муж Зоси Синицкой
- Дмитрий Орловский — начальник строительства
- Евгений Перов — Полыхаев
- Надежда Самсонова — Чеважевская
- Александра Денисова
- Павел Павленко — зицпредседатель Фунт
- Александр Январев — студент в купе
- Инна Фёдорова — эпизод (нет в титрах)
Интересные факты
- Согласно титрам режиссёром фильма является Софья Милькина, а Михаил Швейцер фигурирует как сценарист-постановщик. Отчасти это действительно так — Милькина принимала участие в съёмках как сорежиссёр.
- Бендер старше Балаганова, а вот Юрский и Куравлев, сыгравшие их, почти одногодки. То же самое было и в фильме «Мечты идиота». По сценарию Бендер старше Балаганова, но Дворжецкий (1960 г.р.) в действительности старше Крылова (1961 г.р.) на год.
- В эпизоде слежки за Бендером Паниковский прямо упоминает Ильфа и Петрова.
- Первая серия фильма снималась в городе Юрьев-Польский (Юрьев-Польско́й) Владимирской области весной 1968 года (что можно понять и по плакату с сотрудником ГАИ на нём на стене дома). Сцены с автопробегом и выступлением Бендера на трибуне — в соседнем поcелке Сима. Современные фото мест съёмок и кадры из фильма можно посмотреть . Натурные съемки Черноморска проводились в Одессе, которая действительно послужила прототипом для Черноморска у авторов литературного первоисточника.
- Первой снималась сцена, когда Бендер говорит: «Это конец. Конец первой серии».
- Сцены с «Вороньей Слободкой» были полностью отсняты и смонтированы, однако ими пришлось пожертвовать для сокращения хронометража. Здесь следует отметить, что «Воронья слободка» — действительно единственный кусок, который подвергся жесточайшей критике после выхода оригинального романа в 1931 году. По мнению критиков, он очень затягивал сюжет. Впоследствии авторы признали это.
- Кинопленка с эпизодом «Воронья слободка» была сохранена вдовой Анатолия Папанова Надеждой Юрьевной Каратаевой. В 1992 году трёхминутный фрагмент этой сцены был показан на вечере памяти Папанова, транслировавшемся по телевидению.
- На худсовете рецензоры потребовали переснять финал, чтобы «подчеркнуть мотив морального краха Бендера и отчетливо прозвучала тема поражения героя в столкновении с большим советским миром». Режиссёр подчинился, но, видимо, намеренно переснял её плохо, нарочито «фальшиво» — откровенно видно, что сцена с пограничниками снималась в павильоне, причем пол даже ничем не застелили. Камера выхватывает только небольшую ватную подстилку, лежащую на полу.
- На «Антилопе Гну» номера периодически меняются с 157 на тёмном фоне на 287 на светлом и обратно. С другой стороны, это вполне допустимо — ни в книге, ни в фильме ничего не сказано о том, что после перекраски номера не могли быть заменены.
Съёмочная группа
- Автор сценария: Михаил Швейцер
- Режиссёр: Михаил Швейцер
- Оператор: Сергей Полуянов
- Художник: Абрам Фрейдин
- Композитор: Георгий Фиртич