МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ
Авраамов, Арсений Михайлович
Имя | Арсений Михайлович Авраамов (Краснокутский) |
Дата рождения | 22.4.1886 (10) |
Место рождения | Ростовский округ, Область Войска Донского, Российская империя |
Дата смерти | 19.5.1944 |
Место смерти | Москва, СССР |
Страна | Российская империя USSR |
Профессии | XX века |
Псевдонимы | Арс (или Ars), Реварсавр (революционный Арсений Авраамов) |
Арсе́ний Миха́йлович Авраа́мов (Краснокутский) (10 (22) апреля 1886, Малый Несветай Ростовского округа ― 19 мая 1944, Москва) ― русский советский композитор и музыкальный теоретик.
Биография
Arsenij Avraamov's best-known creation appeared involved the Caspian port of Baku [Bakı, capital of Azerbaijan], for the Fifth Anniversary of the Soviet Repu...Все видео
Родился на хуторе Малый Несветай (территория современного Новошахтинска) в семье казачьего полковника.
Закончил кадетский коpпус в Hовочеpкасске, занятия в нем совмещал с музыкальными увлечениями: овладевал игpой на pазных инстpументах, пpобовал сочинять.
В 1908―1911 годах учился в музыкальных классах Московского Филармонического общества, где изучал теорию музыки у И. Н. Протопопова и А. Н. Корещенко, а также брал частные уроки композиции у С. И. Танеева. С 1910 выступал в различных изданиях как музыкальный критик под псевдонимом Арс. В начале ХХ века принял активное участие в pеволюционном движении; в 1914 эмигрировал, чтобы не принимать участие в Первой мировой войне.
После Октябрьской революции Авраамов вернулся в Россию. В 1917-18 гг. занимал должность комиссара искусств Республики, работал в Народном комиссариате просвещения, был одним из организаторов Пролеткульта.
В Ростове-на-Дону pаботал pедактоpом аpмейской газеты «Hа стpаже pеволюции» и одновpеменно пpофессоpом Ростовской консеpватоpии (вёл теорию музыки по собственной системе). Печатался в газетах «Донская жизнь», «Утро Юга», «Донские областные ведомости», «Ростовская речь».
В 1919—1922 годах входил в группу имажинистов. Был включен в состав Верховного Совета ордена имажинистов.
В 1923―1926 годах жил и работал в Дагестане, с 1926 жил в Москве, в 1929-34 участвовал в создании первых советских звуковых кинофильмов, руководил лабораторией звука при НИИ Кинематографии. В 1930-31 гг. в Московской консерватории читал факультативный курс «История и теория тоносистем». В 1935 году был направлен в Нальчик, где собирал и обрабатывал музыку народов Северного Кавказа, написал на её основе несколько сочинений. В 1941-43 гг. руководил русским народным хором (основанным П.Г.Ярковым).
Авраамов похоронен на Даниловском кладбище. Точное местоположение его могилы неизвестно.
Творчество
Авраамов ― один из представителей советского авангарда 1920-х годов, пытавшихся объединить искусство и технологию, создать единое звуко-цветовое искусство. Изобрёл собственную микрохроматическую систему, которую обозначил как «ультрахроматику»; в новом звукоряде каждая «ультрахроматическая» октава была поделена на 48 равных микроинтервалов. Под названием «Универсальная звуковая система» (das universelle Tonsystem, или UTS) Авраамов продемонстрировал её в 1927 году на Международной выставке в Берлине, Франкфурте и Штутгарте.
Среди музыкальных сочинений Авраамова наиболее известна «Симфония гудков», в которой предусмотрено применение пушечных и пистолетных выстрелов, заводских гудков, свиста пара, шума самолётов и других «машинных» звуков. Симфония была впервые исполнена в 1923 году в Баку, а затем ― в Москве. Она считается одним из сочинений, предвосхитивших появление в середине XX века «конкретной музыки». Авраамов также написал несколько других оркестровых сочинений, в том числе Увертюру, Фантазию на кабардинские темы.
Автор нескольких музыкально-теоретических статей в различных журналах, среди которых «Универсальная система тонов. Итоги и перспективы» (в журнале «Жизнь искусства», 1926, № 12) и «Электрификация музыки» («Советское искусство», 1928, № 1).