МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ
Бородин, Александр Порфирьевич
Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).
Бородин — не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними — освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).
Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).
Александр Порфирьевич Бородин ФОРТЕПИАННЫЙ КВИНТЕТ.Все видео
Общественный деятель
Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.
Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.
Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.
Адреса в Санкт-Петербурге
- 1850—1856 — доходный дом, Бочарная улица, 49;
Семейная жизнь
Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой, плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало её от астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться.
Безвременная смерть
На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером , во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными.
Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет.
Память
В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:
- Государственный квартет имени А. П. Бородина
- Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
- Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
- Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
- Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
- Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
- Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
- Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот
- Музей Александра Порфирьевича Бородина, село Давыдово Владимирской области
Основные произведения
Оперы
- Богатыри (1868)
- Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
- Князь Игорь (1869—1887)
- Царская невеста (1867—1868, наброски, утрачены)
Произведения для оркестра
- Симфония № 1 Es-dur (1866)
- Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)
- Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
- Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)
Камерно-инструментальные ансамбли
- струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
- струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
- фортепианное трио (D-dur, до 1862)
- струнный квинтет (f-moll, до 1862)
- струнный секстет (d-moll, 1860-61)
- фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
- 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
- Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)
Произведения для фортепиано
В две руки
- Патетическое адажио (As-dur, 1849)
- Маленькая сюита (1885)
- Скерцо (As-dur, 1885)
В три руки
- Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)и это всё с помощью Бородина
В четыре руки
- Скерцо (E-dur, 1861)
- Тарантелла (D-dur, 1862)
Произведения для голоса и фортепиано
- Разлюбила красна девица (50-е годы)
- Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
- Что ты рано, зоренька (50-е годы)
- Красавица-рыбачка (слова Г. Гейне, 1854-55) (для голоса, виолончели и фортепиано)
- Отравой полны мои песни (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1868)
- Из слез моих (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
- У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова, 1881)
- Для берегов отчизны дальней (слова А. С. Пушкина, 1881)
- Спесь (слова А. К. Толстого, 1884-85)
- Чудный сад (Septain G., 1885)
На слова Бородина
- Морская царевна (1868)
- Спящая княжна (1867)
- Фальшивая нота. Романс (1868)
- Песня тёмного леса (1868)
- Море. Баллада (1870)
- Арабская мелодия (1881)
Вокальный ансамбль
- мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)