МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Исмагилова, Лейла Загировна


имяИсмагилова Лейла Загировна
род деятельностикомпозитор, пианистка
дата рождения26.05.1946
место рожденияМосква
гражданствоСССР, Россия
отецИсмагилов Загир Гарипович
награды и премииЗаслуженный деятель искусств РФ и РБ, член Союза композиторов РФ (СССР) и РБ, лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Шостаковича (1983)

Лейла Загировна Исмагилова (род. 26 мая 1946 года)  — советский и российский башкирский композитор, пианистка, педагог, заслуженный деятель искусств РФ и РБ, член Союза композиторов РФ (СССР) и РБ, лауреат премии Союза композиторов России им. Д.Шостаковича (1983), профессор Уфимской государственной академии искусств им.З.Исмагилова, народная артистка РБ (2012).

Биография



Все видео

Родилась 26 мая 1946 года в Москве, в семье советского башкирского композитора Загира Гариповича Исмагилова. Музыкальное дарование Л.Исмагиловой проявилось в раннем детстве, чему способствовала творческая атмосфера, царившая в семье. Годы учёбы связаны со специальной музыкальной школой при Казанской консерватории, где она проявляет себя как яркая пианистка и композитор. В дальнейшем Исмагилова совершенствуется на кафедре

композиции Московской государственной консерватории и ГМПИ им. Гнесиных (1972) у профессоров А. С. Лемана, В. Г. Фере, Г. И. Литинского. С 1972 года она преподает в Уфимском государственном институте искусств, с 1979 года и по настоящее время возглавляет кафедру композиции в Уфимской Государственной Академии Искусств имени Загира Исмагилова.

Её сочинения постоянно исполняются под управлением известных отечественных дирижеров Ф.Мансурова, Н.Рахлина, В.Синайского в различных городах России и за рубежом (Германия, Великобритания, Венгрия, Болгария, Польша, Румыния). Являясь блестящей пианисткой, она постоянно исполняет собственные фортепианные сочинения.

Творчество

Творчество Л. З. Исмагиловой остросовременно, актуально. Её волнуют вечные вопросы бытия: незыблемость законов любви и гармонии, поиск смысла жизни, соотношение добра и зла, ценность и значимость мироощущения народа, идиллических картин природы. Экспрессивный, эмоциональный тонус её музыки, острое ощущение звукового пространства — позволяют воплотить драматически-субъективное, остроконфликтное восприятие действительности, диссонанс между человеческим «Я» и цивилизацией.

Тяготение композитора к крупным инструментальным жанро-формам (концерту, сонате, вариациям, квартету, октету и т. п.) проявилось на протяжении конца 60-х-70-е годы; интерес к синтетическим, ораториально-симфоническим жанрам начинает возрастать с 80-х годов — оратория («Немеркнущий стих» на стихи О.Хайяма, 1980), «Такташ-симфония» (для голоса с оркестром), вокально-симфоническая поэма (1989). Кульминацией творчества композитора стал балет «Ходжа Насретдин» (сценарий и постановка А.Меланьина, 1998). Как известно, балет — приоритет творчества сильной половины человечества. Лейла Исмагилова стала счастливым исключением. Недаром знаменитый Р.Нуриев, познакомившись незадолго до своей кончины с её балетом, сказал: «Душечка, а вы талант».

Инструментальным произведениям Л.Исмагиловой присуща диалогичность драматургического строения: противопоставление хрупкого, утонченного, лирико-созерцательного, идиллического и неутомимого, диктаторского, фатального, гротескно-сатирического (соната, скрипичный концерт, октет). Дифференцированность тембрового воплощения, выпуклость и яркость интонационно-тематической структуры подчеркивают театральность мышления композитора. Её постоянное стремление к конкретизации смысла через поэтическую ассоциацию (симфонический цикл «Земля отцов», «Такташ-симфония» для голоса с оркестром на стихи Такташа) получает музыкально-хореографическое завершение в балете. Красочные жанрово-бытовые сцены, ориентальный колорит, трепетная романтическая лирика, гротеск и шутка, драматизм и нивелирование фатально-рокового начала углубляют контрастность музыкальной драматургии и подчеркивают зрелищность, эффектность сочинения. Балет обобщает этапы творческого развития композитора и выявляет классичность её мышления.

Творчество Л.Имагиловой глубоко национально. Идиллические образы природы и любви, жанрово-бытовые зарисовки — островки гармонии в драматическом движении бытия. Своеобразной квинтэссенцией эпико-созерцательного, поэтически-изобразительного и динамично-темпераментного стал симфонический цикл «Земля отцов» (Степь. Наигрыш. Колыбельная. Джигиты), красочностью, жанровостью пронизан «Ходжа Насретдин», Симфонические сцены. Это сближает образный мир её произведений с музыкально-поэтическими представлениями башкир. В основе стилистики творчества композитора (неофольклорная волна) лежит принцип переинтонирования фольклорных традиций, сочетание пентатоники, хроматики с кластерной гармонией, попевочно-мотивной работы с тематизмом, его вариантно-вариационного развития с усилением роли полифонического.

Композитор относится к тем творцам (С.Прокофьев, Д.Шостакович, И.Стравинский, Б.Барток), которые удачно сочетают традиционные для европейской музыкальной культуры жанры, композиционные структуры с фольклорными истоками и техникой композиции ХХ века: приемы алеаторики и серийности использованы в фортепианной Сонате, додекафонии — в скрипичном Концерте, пуантилизм — в балете и т. д.)

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить