МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Кальвизий, Зет


Зет Кальви́зий (Sethus Calvisius, собственно Seth Kalwitz; 21 февраля 1556, Горслебен, Тюрингия — 24 ноября 1615, Лейпциг) — немецкий астроном, хронолог, историк, теоретик музыки и композитор.

Биография и вклад в науку

Родился в бедной крестьянской семье. Окончил гимназию в Магдебурге в 1572 году, учился в университетах Хельмштедта и Лейпцига. В 1582 году стал директором музыкальной школы в Пфёртене (сейчас деревня Броды в Польше). В 1594 году переехал в Лейпциг, где до конца жизни работал кантором хора церкви святого Фомы и учителем в школе при церкви, отказываясь от предложений нескольких университетов занять кафедру математики.



Все видео

Основной научный труд Кальвизия в области астрономии — хронологические таблицы, сопоставляющие по времени события из истории различных народов древности на основании сведений о более чем 300 затмениях: «Opus chronologicum…» (1605).

В ходе работы над таблицами Кальвизий советовался со Скалигером, который, в свою очередь, использовал расчеты Кальвизия в своих работах. К астрономическим и хронологическим наблюдениям Кальвизия имеет прямое отношение также предложенная им реформа григорианского календаря. В круг общения Кальвизия входили ведущие немецкие учёные, в том числе Иоганн Кеплер, Михаэль Преториус, Барифон, Николаус Генгенбах, Иоганн Липпий (был его учеником).

Главный музыкально-теоретический труд Кальвизия — «Мелопея» (1592), в центре которого хорошо спланированное и ясно изложенное учение о музыкальной композиции (с опорой на авторитет Дж. Царлино). Тщательно разрабатывал проблему взаимодействия музыки и слова («музыкальная поэтика», musica poetica), внёс вклад в музыкальную риторику, предпочитал вокальную музыку инструментальной. Три трактата-«упражнения» (exercitationes) имеют выраженный дидактический характер: они затрагивают различные аспекты базовой теории музыки (ритмика и музыкальная нотация, лады, теория сольмизации). Второе «Упражнение» представляет собой краткий курс истории музыки.

Композиторское наследие Кальвизия включает исключительно хоровую церковную музыку: гимны (на латинские и немецкие тексты), каноны, мотеты, 3-голосные обработки немецких духовных песен (т.наз tricinia), протестантских хоралов, в т.ч. всей (лютеровской) Псалтири.

Труды

  • ΜΕΛΟΠΟΙΑ sive melodiae condendae ratio, quam vulgo musicam poëticam vocant, Erfurt 1592, R Magdeburg, 1630 (в одном переплете с книгой «Плеяды» Барифона)
  • Compendium musicae practicae, Leipzig 1594 (редакция в 1612 под названием Musicae artis praecepta)

  • Exercitationes musicae duae, Leipzig 1600
  • Opus chronologicum ex autoritate potissimum sacrae scripturae et historicorum fide dignissimorum, ad motum luminarium coelestium, tempora & annos distinguentium, secundum characteres Chronologicos contextum, trecentis fere Eclipsibus annotatis confirmatum & deductum usq; ad nostra tempora, Leipzig 1605, Frankfurt am Main 1620, 1685
  • Exercitatio musica tertia, Leipzig 1609

  • Elenchus calendarii Gregoriani, Leipzig 1613
  • Formula calendarii novi, Leipzig 1613
  • Thesaurus latini sermonis, Leipzig 1614
  • Enchiridion lexici Latino-Germanici, Leipzig 1614
  •  


    Комментарии

    Добавить комментарий
    Комментарий
    Отправить