МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Конюс, Георгий Эдуардович


Гео́ргий Эдуа́рдович Коню́с (30 сентября 1862, Москва — 29 августа 1933, там же) — российский теоретик музыки, композитор и педагог. Сын француза Эдуарда Конюса, брат Льва и Юлия Конюсов, отец Наталии Конюс. Принял российское подданство в 1904 году.

Биография и творчество

В 1889 году закончил Московскую консерваторию как композитор (в классе А.С. Аренского; теорией музыки занимался у С.И. Танеева, фортепиано у П.А. Пабста).

Georgy Eduardovich Konyus (Георгий Эдуардович Конюс; Georges Conus, 1862-1933) - 3 Miniatures, Op. 18 (ca. 1902, A Mademoiselle Sophie Nowossiltsoff) No. 3. ...

Все видео

В 1891-1899 гг. преподаватель гармонии и инструментовки в Московской консерватории. В 1904-1906 гг. директор музыкально-драматического училища Московского филармонического общества. В 1912-1919 гг. преподавал в Саратовской консерватории (с 1918 профессор, в 1917-1919 директор). В 1920 году возглавил секцию специального музыкального образования Главпрофобра. С 1920 до конца жизни — профессор Московской консерватории (преподавал музыкальную форму; в 1922-1929 также декан композиторского факультета). В 1921-1931 руководитель Лаборатории метротектонического анализа Государственного института музыкальной науки (ГИМНа). Заслуженный деятель искусств РСФСР (1927).

Главные сочинения Конюса-композитора — сюита «Из детской жизни», кантата в память императора Александра III, симфоническая поэма «Из мира иллюзий», фортепианные пьесы (сюита и «Feuillets d’album»), балет «Даита».

Автор пособий по элементарной теории музыки, гармонии, полифонии, инструментовке, среди которых «Пособие к практическому изучению гармонии» (1894), «Сборник задач по элементарной теории» (4-е изд., 1902), «Дополнение к сборнику задач» (1896), «Синоптическая таблица элементарной теории музыки» (1891). Перевёл (с французского языка) и откомментировал «Руководство к практическому изучению инструментовки» Э.Гиро (1892). Как музыкальный критик, сотрудничал с несколькими русскими периодическими изданиями («Московские ведомости», «Русское слово», «Утро России» и др.).

В 1933 г. опубликовал трактат «Как исследует форму музыкальных организмов метротектонический метод», содержащий оригинальное учение о музыкальной форме (т.наз. метротектонизм), которое Конюс считал универсальным, проявляющим себя в равной степени и в композиторской и в народной музыке. Ряд трудов Конюса (в том числе его концептуальный труд «Эмбриология и морфология музыкального организма», 1929) не опубликован.

У Георгия Конюса мальчиком, до поступления к Николаю Звереву, брал уроки фортепиано Александр Скрябин. Среди учеников Конюса Е.Бекман-Щербина, С.Василенко, А.Гедике, Р.Глиэр, А.Гольденвейзер, Н.Метнер, Д.Рогаль-Левицкий, Б.Хайкин, П. Г. Чесноков, М.Блантер.

Музыкально-теоретические сочинения

  • Задачник по инструментовке. Ч.1-3. М., 1906-09.
  • Границы метрических построений и каденция (1897-1917).
  • Периоды музыкальной речи. Пособие к изучению их разновидностей (б.г.).
  • Курс контрапункта строгого письма в ладах. М., 1930.
  • Критика традиционной теории в области музыкальной формы. М., 1932.
  • Как исследует форму музыкальных организмов метротектонический метод. М., 1933.
  • Научное обоснование музыкального синтаксиса (к изучению вопроса). М., 1935.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить