МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Кшенек, Эрнст


Эрнст Кше́нек (23 августа 1900, Вена — 22 декабря 1991, Палм-Спрингс, Калифорния) — австро-американский композитор, музыковед, музыкальный критик, педагог.

О транскрипции фамилии

Фамилия имеет чешское происхождение и первоначально писалось Křenek. После эмиграции композитора в США гачек над "r" был отброшен. На русском языке энциклопедической нормой считается транскрипция имени по чешскому чтению — Кшенек; встречается также транскрипция по американскому чтению — Кре́нек.



Все видео

Биография

Учился музыке в Вене и Берлине у Франца Шрекера, познакомился с Ферруччо Бузони, Артуром Шнабелем. В 1923 сблизился с Рильке, в 1924 — с Теодором Адорно. В 1924 женился на Анне Малер, дочери Густава Малера, через три года они разошлись. Творческое и дружеское общение связывает его с Карлом Краусом, пишет цикл песен на его стихи. После 1933 сочинения Кшенека были запрещены в нацистской Германии и подвергались критике в Австрии. В 1938 композитор уехал в США, в 1945 получил американское гражданство. Преподавал в женском колледже Вассара (1939—1942), затем в университете Хэмлина в Сент-Поле (Миннесота, 1942—1947), возглавлял в нем музыкальное отделение, был деканом Школы изящных искусств. С 1947 жил в Калифорнии. Его знания музыковеда и мастерство педагога высоко ценил Гленн Гульд.

Творчество

Начинал с сочинений в позднеромантическом стиле, с 1921 увлёкся атональной музыкой, позднее, под влиянием Стравинского и композиторов «Шестёрки», перешел к неоклассицизму. Затем то возвращался к неоромантической манере, то работал в неоклассическом стиле, соединяя его с додекафонией (опера «Карл V», 1931—1933). Интересовался джазом (опера «Джонни наигрывает», 1925, премьера в 1927 в Лейпциге), писал электронную музыку. Автор ряда теоретических сочинений, книг по истории музыки, выпустил «Автобиографию» (1948).

Признание

В 1966 в Гамбурге получил премию Баха. В 1986 в Вене учреждена премия Эрнста Кшенека за композиторское мастерство. Общества Кшенека созданы в Палм-Спрингс (1994) и Вене (1997), Институты Кшенека — в Вене (действовал в 1997—2004) и Кремсе (2004).

Кшенек в России

Оперы Кшенека «Прыжок через тень» (1923) и «Джонни наигрывает» ставились в 1927—1929 в СССР, активно анализировались музыкальной критикой. Его сочинения (Фортепианный концерт, Сонату № 2, Токкату и чакону) в 1926 и позднее исполняла М. В. Юдина.

Наиболее значительные музыкальные сочинения

Оперы

  • Прыжок через тень (Der Sprung über den Schatten, op. 17, 1923)
  • Орфей и Эвридика (Orpheus und Eurydike, op. 21, 1923, либретто О. Кокошки)
  • Джонни наигрывает (Jonny spielt auf, op. 45, 1925)
  • Диктатор (Der Diktator, op. 49, 1926)
  • Таинственное королевство (Das geheime Königreich, op. 50, 1926—1927)
  • Тяжеловес, или Честь нации (Schwergewicht, oder Die Ehre der Nation, op. 55, 1927)
  • Жизнь Ореста (Leben des Orest, op. 60, 1928—1929)
  • Очищение вокруг святого Стефана (Kehraus um St. Stephan, op. 66, 1930)
  • Кефал и Прокрида (Cefalo e Procri, op.77, 1934)
  • Карл V (Karl V, op. 73, 1931—1933)
  • Какова цена доверия? (What price confidence? op. 111, 1945)
  • Тарквиний (Tarquin, op. 90, 1940)
  • Какова цена доверия? (What price confidence? op.111, 1945)
  • Тёмные воды (Dark Waters, op. 125, 1950)
  • Афина Паллада плачет (Pallas Athene weint, op. 144, 1952—1953), переделана в 1955
  • Колокольня (The Belltower, op. 153, 1955—1956)
  • Золотое руно (Der goldene Bock, op. 186, 1962—1963)
  • Волшебное зеркало (Der Zauberspiegel, op.192, 1963—1966)
  • Сардакаи, или это идёт отсюда (Sardokai, oder Das kommt davon, op. 206, 1967—1969)

Балеты

  • Мамона (Mammon op. 37, 1925)
  • Изменчивый Купидон (Der vertauschte Cupido, op. 38, 1925)
  • Колонка из восьми строк (Eight Column Line op. 85, 1939)

Вокальные сочинения

  • Времена года (Die Jahreszeiten, op. 35, 1925, на стихи Гёльдерлина)
  • Книга путешествия по австрийским Альпам (Reisebuch aus den österreichischen Alpen, op. 62, 1929)
  • Плач Пророка Иеремии (Lamentatio Jeremiae prophetae, op. 93, 1941—1942)
  • Расписание в Санта-Фе (Santa Fe Timetable, op. 102, 1945)
  • Сестина (Sestina, op.161, для сопрано и 8 инструментов 1957)
  • Missa duodecim tonorum, op. 165, для смешанного хора и органа (1957—1958)

Сочинения для оркестра

Симфонии

  • Симфония № 1, op. 7 (1921)
  • Симфония № 2, op. 12 (1922)
  • Симфония № 3, op. 16 (1922)
  • Симфония для духовых и ударных, op. 34 (1924—1925)
  • Симфония № 4, op. 113 (1947)
  • Симфония № 5, op. 119 (1949)
  • Симфония «Афина Паллада» (Pallas Athene, op. 137, 1954)

Концерты

  • Концерт для фортепиано с оркестром № 1 фа-диез мажор, op. 18 (1923)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 1, op. 29 (1924)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 2, op. 81 (1937)
  • Маленький концерт для фортепиано и органа (или фортепиано) с оркестром, op. 88 (1939—1940)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 3, op. 107 (1946)
  • Концерт для фортепиано с оркестром № 4, op. 123 (1950)
  • Двойной концерт для скрипки и фортепиано с оркестром, op. 124 (1950)
  • Концерт для арфы с камерным оркестром, op. 126 (1951)
  • Концерт для двух фортепиано с оркестром, op. 127 (1951)
  • Концерт для виолончели с оркестром № 1, op. 133 (1952—1953)
  • Концерт для скрипки с оркестром № 2, op. 140 (1953—1954)
  • Каприччио для виолончели с оркестром, op. 145 (1955)
  • Концерт для органа и струнного оркестра, op.230 (1978—1979)
  • Концерт для органа с оркестром, op. 235 (1982)
  • Концерт для виолончели с оркестром № 2, op. 236 (1982)

Камерные сочинения

Струнные квартеты

  • Серенада для кларнета, скрипки, альта и виолончели, op. 4 (1919)
  • Струнный квартет № 1, op. 6 (1921)
  • Струнный квартет № 2, op. 8 (1921)
  • Струнный квартет № 3, op. 20 (1923)
  • Струнный квартет № 4, op. 24 (1923—1924)
  • Струнный квартет № 5, op. 65 (1930)
  • Струнный квартет № 6, op. 78 (1936)
  • Струнный квартет № 7, op. 96 (1943—1944)
  • Струнный квартет № 8, op. 233 (1980—1981)

Струнные трио

  • Струнное трио, op. 118 (1948—1949)
  • Parvula Corona Musicalis, op. 122 (1950)
  • Струнное трио в двенадцати частях, op. 237 (1985)

Соло

  • Сюита для виолончели, op. 84 (1939)
  • Сюита для гитары, op. 164 (1957)

Сонаты

Для фортепиано

  • № 1, op. 2 ми бемоль мажор (1919)
  • № 2, op. 59 (1928)
  • № 3, op. 92, № 4 (1942—1943)
  • № 4, op. 114 (1948)
  • № 5, op. 121 (1950)
  • № 6, op. 128 (1951)
  • № 7, op. 240 (1988)

Для скрипки и фортепиано

  • Фа-диез минор, op. 3 (1919—1920)
  • Op. 99 (1944—1945)

Для скрипки

  • № 1, op. 33 (1924)
  • № 2, op. 115 (1948)

Электронная музыка

  • Священный дух понимания (Spiritus Intelligentiae, Sanctus, op. 152, 1955—1956)
  • Последовательность Сан-Фернандо (San Fernando Sequence, op. 185, 1963)
  • Квинтона (Quintona, op. 190, 1963)
  • Лента и дубликат (Doppelt beflügeltes Band, op. 207, 1969—1970)
  • Дуо (Duo, op. 209, 1970)
  • Орга-Настро (Orga-Nastro, op. 212, 1971)

Книги о музыке

  • Music Here and Now. New York: W.W. Norton & company, 1939 (переизд. 1967)
  • Studies in Counterpoint based on the twelve-tone technique. New York: G. Schirmer, 1940
  • Tonal counterpoint in the style of the eighteenth century. [n.p.]: Boosey and Hawkes, 1958
  • Zur Sprache gebracht; Essays über Musik. München: A. Langen, G. Müller, 1958 (на англ. яз.: Exploring Music. New York: October House, 1966)
  • Modal counterpoint in the style of the sixteenth century. Lynbrock: Boosey and Hawkes, 1959

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить