МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Локшин, Давид Борисович


В 1949—1951-м годах он продолжил и своё художественное образование — в студии А. Г. Сретенского. Однако мечта стать художником делалась призрачной: пострадавший при контузии глаз резко терял зрение. Так в центре внимания оказались гусли.

Локшин верил, что они могут стать великолепным сольным, концертным инструментом. Для этого требовалось преобразить, усовершенствовать их. Вот почему, продолжая играть в оркестре Народного хора, молодой музыкант работал над созданием шлемовидных гуслей, стремясь расширить их возможности. Когда задача создания концертных гуслей была им решена (в середине 1950-х годов), Давид Локшин начал сольную карьеру в качестве солиста-гусляра Москонцерта.

В 1960-м году Д. Б. Локшин стал дипломантом 1-го Всероссийского конкурса артистов эстрады. А в 1961-м на 10-й грампластинке серии «Избранные русские песни», выпущенной в 1960 — 1961 годах Всесоюзной фирмой звукозаписи «Мелодия», был помещён «Плясовой наигрыш» в его исполнении.

Давид Борисович Локшин. Архивная запись на телевидении.

Все видео


Примечательные воспоминания об этом периоде творчества Д. Б. Локшина оставил Юрий Сафронов, один из участников ансамбля гусляров, которым в 1960-е годы в Ленинградском доме культуры им. Цюрупы руководил П. Е. Шалимов:

Создание гуслей новой конструкции

Опираясь на чертежи и описания старинных «новгородских» гуслей, Д. Б. Локшин внёс в инструмент оригинальные технические дополнения, получив гусли с богатым, певучим, красивым тембром звучания. Им создано несколько конструкций шлемовидных гуслей: односторонние 19-струнные, 23-струнные, перекрёстные 48-струнные, а также портативные клавишные гусли. Авторство Давида Борисовича подтверждено свидетельством № 114779, выданным Комитетом по делам изобретений и открытий при Совете министров СССР в 1958-м году. А в 1962-м за конструкцию 48-струнных концертных гуслей Д. Б. Локшин был удостоен Серебряной медали ВДНХ.

Перекрёстные гусли «конструкции Локшина» отличаются от обычных, односторонних, двусторонней, перекрёстной натяжкой струн, что даёт возможность настройки одновременно двух тональностей. ы, как на гуслях звончатых, приёмом бряцания.

В экспозиции Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки представлены 48-струнные (по 24-е струны с каждой стороны) перекрёстные гусли «конструкции Локшина», изготовленные Павлом Евсеевичем Путро в 1954-м году. В запасниках музея хранятся 32-х струнные (по 16-ти струн с каждой стороны) перекрёстные гусли работы того же мастера, датируемые 25-м сентября 1946 года.


Годы творческой зрелости

Сольная игра на звончатых гуслях была новым шагом в развитии гусельного исполнительства по сравнению с ансамблевым искусством, энтузиастами которого были Осип Смоленский, Николай Голосов и Пётр Шалимов — учитель Давида Локшина.

На сольном поприще музыкант-самородок, популяризатор гусельной музыки и народных инструментов служил более 40 лет.

Будучи артистом-просветителем, Давид Локшин в сольных концертах играл не только на гуслях, но и на балалаечках, сделанных по его заказу, на свирели, жалейке, рожке, ложках, гармошечках-черепашках. И не только играл — рассказывал об истории этих инструментов. Умел приноровиться ко взрослой и детской аудитории, быть понятым всеми и интересным каждому.

Известный русский советский поэт Виктор Боков, вдохновлённый творчеством Давида Локшина, посвятил музыканту написанное в 1970-м году стихотворение «Гусляр». Вот как оно завершается:

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить