МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Людвиковский, Вадим Николаевич


ИмяВадим Людвиковский
Дата рождения23.4.1925
Место рожденияКурск, СССР
Дата смерти10.12.1995
Место смертиМосква, Россия
СтранаUSSR
Профессиидирижёр, композитор
Жанрыджаз, свинг
Коллективыконцертный эстрадный оркестр Гостелерадио СССР
НаградыЗаслуженный деятель искусств Российской Федерации

Вади́м Никола́евич Людвико́вский (23 апреля 1925, Курск — 10 декабря 1995, Москва) — джазовый дирижёр, композитор, аранжировщик. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1995).

Людвиковский приобрёл международную известность как один из наиболее прогрессивных бэндлидеров Советского Союза, популяризаторов свинга и оркестровой джазовой музыки в СССР.

Ансамбль В.Людвиковского - Весенняя Прогулка 1965 Музыкальный Калейдоскоп Вади́м Никола́евич Людвико́вский (23 апреля 1925, Курск - 10 декабря 1995, Москва) ...

Все видео

Биография

Людвиковский рос в семье музыканта-дирижера, руководителя военного ансамбля. Играл с 4-х лет, в 5 лет начал сочинять музыку. В восьмилетнем возрасте играл на рояле, кларнете, гобое. В 1941 году он окончил Курское музыкальное училище. Впоследствии, в 1949—1953 годах Людвиковский учился в Ленинградской консерватории по классу композиции у В. Пушкова.

С 1943 года — на фронте, выступал с ансамблем Минского военного округа, делал для него свои первые аранжировки.

Карьера дирижёра началась в конце войны в Государственном джаз-оркестре Белоруссии, которым руководил основоположник белорусского джаза, один из пионеров свинга в СССР Эдди Рознер. Оркестр стал хорошей школой профессионального мастерства для молодого музыканта, а с Рознером оказались связаны многие дальнейшие эпизоды судьбы Людвиковского.

После ареста Рознера в 1946 году и роспуска Госджаза Белоруссии в 1947 году — Людвиковский был приглашен в Эстрадный оркестр РСФСР под руководством Л. Утесова, где работал в 1948—1958 годах в качестве музыкального руководителя, дирижера и пианиста. Он иструментовал программы-обозрения «От всего сердца» (1949), «И в шутку, и всерьез» (1953), «Серебряная свадьба» (1954), «Только для друзей» (1956), «Песня — наш спутник» (1958). Людвиковский старался модернизировать звучание утесовского коллектива, приблизить его к джазу насколько возможно. Такие эксперименты не всегда встречали понимание и адекватную поддержку руководителя оркестра. Однако Людвиковскому удалось подготовить две беспрецедентные по тем временам премьеры: инструментальную джазовую программу для 1-го Московского варьете (1955, гостиница «Советская») и исполнение Концерта для кларнета и джаз-оркестра Арти Шоу.

В середине 1950-х годов Людвиковский выступил инициатором записей программ отечественной легкой и танцевальной музыки на Всесоюзном радио, привлекая для этого таких композиторов, как Андрей Эшпай, Арно Бабаджанян, Игорь Якушенко, Андрей Петров. В своих аранжировках, впечатлявших монументальным, динамичным и полнозвучным стилем, Людвиковский ориентировался на свинговые и симфоджазовые идиомы. Легендарными стали концерты и записи, во время которых Людвиковский-дирижер аккомпанировал Гарри Гольди — первому исполнителю джазовых стандартов в СССР на языке оригинала, Николаю Щукину («Вернись»), Ружене Сикоре («Здравствуй, весна»), Капитолине Лазаренко («Песня Наташи»), Нине Дорде («Майское утро»), Людмиле Гурченко («Пойми»), Владимиру Трошину («Почему, отчего»), Александре Коваленко и др. Большую популярность получила также аранжировка пьесы Джо Бишопа «Голубой прелюд», сделанная Людвиковским для новых программ московского оркестра Эдди Рознера. Людвиковский проявил себя как первоклассный дирижер и аранжировщик, пропагандируя в эти годы, наряду с Рознером, традиционный оркестровый джаз и близкую джазу эстрадную музыку.

 


Комментарии

Lena Weintoegl 2019-05-16 01:47:29

Великий композитор и дирижер!

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить