МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ
Людвиковский, Вадим Николаевич
Имя | Вадим Людвиковский |
Дата рождения | 23.4.1925 |
Место рождения | Курск, СССР |
Дата смерти | 10.12.1995 |
Место смерти | Москва, Россия |
Страна | USSR |
Профессии | дирижёр, композитор |
Жанры | джаз, свинг |
Коллективы | концертный эстрадный оркестр Гостелерадио СССР |
Награды | Заслуженный деятель искусств Российской Федерации |
Вади́м Никола́евич Людвико́вский (23 апреля 1925, Курск — 10 декабря 1995, Москва) — джазовый дирижёр, композитор, аранжировщик. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (1995).
Людвиковский приобрёл международную известность как один из наиболее прогрессивных бэндлидеров Советского Союза, популяризаторов свинга и оркестровой джазовой музыки в СССР.
Ансамбль В.Людвиковского - Весенняя Прогулка 1965 Музыкальный Калейдоскоп Вади́м Никола́евич Людвико́вский (23 апреля 1925, Курск - 10 декабря 1995, Москва) ...Все видео
Биография
Людвиковский рос в семье музыканта-дирижера, руководителя военного ансамбля. Играл с 4-х лет, в 5 лет начал сочинять музыку. В восьмилетнем возрасте играл на рояле, кларнете, гобое. В 1941 году он окончил Курское музыкальное училище. Впоследствии, в 1949—1953 годах Людвиковский учился в Ленинградской консерватории по классу композиции у В. Пушкова.
С 1943 года — на фронте, выступал с ансамблем Минского военного округа, делал для него свои первые аранжировки.
Карьера дирижёра началась в конце войны в Государственном джаз-оркестре Белоруссии, которым руководил основоположник белорусского джаза, один из пионеров свинга в СССР Эдди Рознер. Оркестр стал хорошей школой профессионального мастерства для молодого музыканта, а с Рознером оказались связаны многие дальнейшие эпизоды судьбы Людвиковского.
После ареста Рознера в 1946 году и роспуска Госджаза Белоруссии в 1947 году — Людвиковский был приглашен в Эстрадный оркестр РСФСР под руководством Л. Утесова, где работал в 1948—1958 годах в качестве музыкального руководителя, дирижера и пианиста. Он иструментовал программы-обозрения «От всего сердца» (1949), «И в шутку, и всерьез» (1953), «Серебряная свадьба» (1954), «Только для друзей» (1956), «Песня — наш спутник» (1958). Людвиковский старался модернизировать звучание утесовского коллектива, приблизить его к джазу насколько возможно. Такие эксперименты не всегда встречали понимание и адекватную поддержку руководителя оркестра. Однако Людвиковскому удалось подготовить две беспрецедентные по тем временам премьеры: инструментальную джазовую программу для 1-го Московского варьете (1955, гостиница «Советская») и исполнение Концерта для кларнета и джаз-оркестра Арти Шоу.
В середине 1950-х годов Людвиковский выступил инициатором записей программ отечественной легкой и танцевальной музыки на Всесоюзном радио, привлекая для этого таких композиторов, как Андрей Эшпай, Арно Бабаджанян, Игорь Якушенко, Андрей Петров. В своих аранжировках, впечатлявших монументальным, динамичным и полнозвучным стилем, Людвиковский ориентировался на свинговые и симфоджазовые идиомы. Легендарными стали концерты и записи, во время которых Людвиковский-дирижер аккомпанировал Гарри Гольди — первому исполнителю джазовых стандартов в СССР на языке оригинала, Николаю Щукину («Вернись»), Ружене Сикоре («Здравствуй, весна»), Капитолине Лазаренко («Песня Наташи»), Нине Дорде («Майское утро»), Людмиле Гурченко («Пойми»), Владимиру Трошину («Почему, отчего»), Александре Коваленко и др. Большую популярность получила также аранжировка пьесы Джо Бишопа «Голубой прелюд», сделанная Людвиковским для новых программ московского оркестра Эдди Рознера. Людвиковский проявил себя как первоклассный дирижер и аранжировщик, пропагандируя в эти годы, наряду с Рознером, традиционный оркестровый джаз и близкую джазу эстрадную музыку.
Страницы: 1 2
Великий композитор и дирижер!