МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Обухов, Николай Борисович


ИмяНиколай Обухов
Полное имяНиколай Борисович Обухов
Дата рождения22.4.1892 (10)
Место рождениясело Ольшанка, Старосельский уезд, Курская губерния, Российская империя
Дата смерти13.06.1954
Место смертиСен-Клу, под Парижем, Франция
СтранаРоссия, Франция
Профессиикомпозитор

Николай Борисович Обухов (1892, село Ольшанка, Старосельский уезд2013, Курская губерния — 1954, Сен-Клу, под Парижем) — русский и французский композитор, теоретик музыки, изобретатель музыкальных инструментов; разработал собственную систему нотации.

Биография

Николай Борисович Обухов; Nicolai, Nikolay; Obukhow, Obouhow, Obouhov, Obouhoff) (22 April 1892 -- 13 June 1954) was a modernist and mystic Russian composer.

Все видео

Детство и юность провёл в Москве, в семье потомственных музыкантов (двоюродный брат певицы Надежды Обуховой). С шести лет играл на скрипке и фортепиано, с десяти регулярно посещал оперу. Первые собственные сочинения (этюды, романсы) относятся к 1910 году. C 1911 года учился в Московской консерватории, в 1913—1916 годах — в Санкт-Петербургской консерватории, где среди его учителей был Николай Черепнин. В 1918 году эмигрировал через Константинополь в Париж, там и провёл всю жизнь. Обухова поддерживал М.Равель, считавший его гением, за его путем с интересом следил Борис де Шлёцер. Он дружил с дирижёром С.Кусевицким, пианисткой Марией-Антуанеттой Оссенак де Брольи, входил в круг журнала Ревю мюзикаль. Сочинение Обухова Вступление к Книге жизни, в 1926 году исполненное в Париже оркестром под управлением С.Кусевицкого, произвело сильное впечатление на С.Прокофьева, что отмечено в его дневнике.

Творчество

Определяющими для Обухова в музыке были искания позднего Скрябина, в философии — идеи Вл. Соловьева. Историки и теоретики музыки считают Обухова связующим звеном между Скрябиным и Мессианом, Скрябиным и Айвзом, сближают его мистериальную музыку с русским космизмом. Обухов тяготел к теософии, выступал со своими сочинениями в теософском обществе в Париже (1925).

Он на 8 лет раньше Шёнберга и параллельно с Хауэром, но независимо от него к 1914 году разработал в трактате Абсолютная гармония концепцию 12-тоновой атональной техники2013.

Примерно в это же время, около 1915 года, Обухов изобрел свою систему музыкальной нотации, возмутившую Н.Метнера2013, с которым Обухов поделился своим замыслом.

Обухов одним из первых стал создавать электроакустические инструменты — Эфир, Кристалл, Волны и, наиболее известный, Звучащий крест ([[1929]], см.: за создание которого современники назвали его Страдивари радиоэлектронной музыки. Крест представляет собой расположенную на уровне человеческого роста стеклянную сферу с крестом внутри, в центре креста помещён алмаз. Звук возникает при приближении или удалении рук исполнителя, при этом изменяются громкость и высота звука (за несколько лет до Обухова этот же принцип получения музыкальных звуков был реализован [[Термен, Лев|Львом Терменом]).

Автор изданного в 1946 году теоретического Трактата о гармонии тональной, атональной и тотальной.

Ряд сочинений Обухова подписан французским именем Nicholas l’Extasié (Николай Экстатический).

Избранные труды

Музыкальные сочинения

  • Иконы (1915)
  • Шесть молитв для фортепиано (1915)
  • Три литургические поэмы на слова К.Бальмонта
    • Агнец и наше раскаяние (1918)
    • Пастырь и наше утешение (1919)
    • Да будет один Пастырь и одно стадо (1921)
  • Вступление к Книге жизни (1926)
  • Вседержитель благословляет мир на земле (1936)
  • Всемирный гимн (1937)
  • Будем же любить друг друга (1943)
  • Третий и последний завет для 5 голосов, звучащего креста, органа, двух фортепиано и оркестра (1946)

Теоретические сочинения

  • Nicolas Obouhow: l’harmonie totale. Ivan Wyschnegradsky: l’ultrachromatisme et les espaces non octaviants/ Sous la dir. de Claude Baillif. Paris: Richard-Masse, 1972

Наследие

Из более чем 50 музыкальных сочинений Обухова изданы лишь несколько. Его Opus Magnum, грандиозная и незавершенная музыкальная утопия Книга жизни, над которой он работал с 1917 года, остается в рукописи. В 2000-е годы сочинения Обухова все активнее исполняют в Европе (Нидерланды, Германия, Великобритания, Франция). Среди его исполнителей — пианистки Нино Баркалая и Дженни Лин, фортепианный дуэт Изабель и Флоранс Лафитт, пианисты Джей Готтлиб и Александр Райхельсон, ученица Л.Термена Лидия Кавина, оркестры под управлением Рейнберта де Леу, Паскаля Рофе и др.

Произведения Н.Обухова вошли в программу Московского музыкального форума Франкофония (2010).

Признание

Во Франции проводится конкурс музыкантов им. Н. Обухова, а с 1957 года по инициативе А. Онеггера была учреждена премия им. Н. Обухова за лучшее произведение, написанное в новой нотации.

Фотографии, документы

File:Nicolas_Obouhow_vv394_crop.jpg

File:Nicolas_Obouhow_35_h683.jpg|Николай Обухов. 30-е годы.

File:Nicolas_Obouhow_02_h396.jpg|Николай Обухов. Фрагмент афиши одного из концертов.

File:24_1926June_large_edited.jpg|Афиша концерта 3 июня 1926 г., на котором исполнялись произведения Н.Обухова.

File:25_1926June_large_edited.jpg|Афиша концерта 3 июня 1926 г., на котором исполнялись произведения Н.Обухова.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить