МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Райли, Терри


У Терри Райли есть сын, Джиан, который играет на гитаре.

Музыкальный стиль

Его раннее творчество находилось под влиянием Карлхайнца Штокхаузена, но после первого знакомства с Ла Монти, в чьем Театре Вечной Музыки (Theatre of Eternal Music) он играл позднее в 1965-66, его стиль поменялся. «Струнный квартет» (The String Quartet) (1960) стало первой работой уже в новом стиле; позже последовало струнное трио, где он впервые использовал цикличные короткие музыкальные фразы, которыми теперь известен минимализм2011.

Терри Райли Terry Riley - in C (Санкт-Петербург, Эрарта, 17/03/2012)

Все видео

В 1950-х он уже работал с «пленочными петлями» (tape loops), тогда еще новой технологией, и в дальнейшем не переставал работать с магнитной лентой для создания музыкальных эффектов как в студии, так и в живых выступлениях. В ранней его «пленочной» пьесе «The Gift» («Дар», 1963) звучит труба Чета Бейкера. Сочинял он и пьесы в натуральном строе, и микротональные пьесы.

Кроме совместной работы с Кронос-квартет, Терри Райли в разное время сотрудничал с Rova Saxophone Quartet, Полин Оливерос (Pauline Oliveros) и ARTE Quartett.

Творчество и многочисленные идеи Терри Райли оказали влияние на многих других музыкантов, в том числе Джона Адамса, Брайана Ино, Роберта Фриппа, Филиппа Гласса, Майка Олдфилда, Фредерика Ржевски (Frederic Rzewski), группы Tangerine Dream и The Who.

In C (1964)

Музыку Райли отличает импровизация последовательностями музыкальных фраз различной длины. Так, например, пьеса «In C» (1964), идея которой родилась у него в Сан-Франциско, в автобусе по пути на работу, состоит из 53 отдельных частей (фраз), в большинстве своем равных одному такту, каждая из которых содержит свой музыкальный рисунок, но каждая, как следует из названия, играется «в тоне до».

Один из исполнителей, задавая темп, отвечает за ровную пульсацию ноты «до» на клавиатуре фортепиано. Остальные музыканты, количество которых, как и количество инструментов, намеренно не оговаривается, играют вышеописанные музыкальные последовательности, следуя разве что скупым примечаниям к тексту. Исполняемые одна за другой, 53 фразы накладываются, сливаются и перекликаются по ходу исполнения произведения.

Впервые «In C» было исполнено Стивом Райхом, Джоном Гибсоном, Полин Оливерос и Мортоном Саботником.

Изданная в 1968 на лейбле Columbia Records, «In C» стала фундаментом, на котором был построен минимализм в музыке.

A Rainbow in Curved Air (1967)

Известный электронный альбом «A Rainbow in Curved Air» (записан в 1967–1968 гг., выпущен в 1969), вдохновлял многие из более поздних произведений электронной музыки, включая синтезаторные партии Пита Таундсена в песнях «Baba O'Riley» и «Won't Get Fooled Again» группы The Who, которые впоследствии были посвящены Терри Райли и Мехер Бабе, а также композицию «Tubular Bells» (1973) Майка Олдфилда.

Используя эффект «наложения» (overdubbing), в заглавной пьесе Райли использует электроорган, электроклавесин, дарбуку и тамбурин. Начинаясь с минималистического гудения, композиция быстро развивается в захватывающую сложную игру музыкальных фраз и рисунков. Во второй пьесе альбома, «Poppy Nogood and the Phantom Band», Райли играет на саксофоне-сопрано.

Альбом оказал значительное влияние на становление минималистической музыки, развитие эмбиента, прогрессивного рока, нью-эйджа, предшествовал электронному джаз-фьюжну Майлса Дейвиса, Херби Хэнкока и других.2011

Заглавная композиция альбома звучит в компьютерной игре Grand Theft Auto IV (радиостанция The Journey). Частично музыка с альбома была использована в радиопостановке «Автостопом по галактике» Дугласа Адамса на радио BBC Radio 4.

Дискография

  • 1963: Music for The Gift
  • 1965: Reed Streams
  • 1967: A Rainbow in Curved Air
  • 1968: In C
  • 1970: Church of Anthrax, при участии Джона Кэйла
  • 1972: Persian Surgery Dervishes
  • 1975: Descending Moonshine Dervishes, Kuckucku Records
  • 1978: Shri Camel для электрооргана-соло в натуральном строе с дилэем
  • 1984: Terry Riley: Cadenza on the Night Plain, совместно с Kronos Quartet
  • 1985: No Man's Land
  • 1986: The Harp of New Albion, для фортепиано в натуральном строе
  • 1987: Chanting the Light of Foresight, с Rova Saxophone Quartet в натуральном строе
  • 1989: Salome Dances for Peace для Kronos Quartet
  • 1998: Piano Music of John Adams and Terry Riley в исполнении Глории Чен (Gloria Cheng)
  • 2002: Sun Rings для Kronos Quartet
  • 2004: The Cusp of Magic, совместно с Kronos Quartet
  • 2008: Banana Humberto, фортепианный концерт с Ансамблем Пола Дрешера (Paul Dresher)
  • 2010: Two Early Works, первая запись двух ранних сочинений Райли в исполнении Квартета Колдер (Calder Quartet)
  • 2012: Aleph

Фильмография

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить