МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Раль, Фёдор Александрович


Фёдор Александрович Раль (Rall; 1802, Санкт-Петербург — Ю, там же) — барон, русский музыкант, композитор и дирижёр, автор первой аранжировки для военного оркестра оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила».

имяРаль, Фёдор Александрович
изображениеRal, Fedor.png
род деятельностимузыкант, композитор, дирижёр
дата рождения1802
место рожденияСанкт-Петербург
подданствоРоссийская империя
дата смерти16.07.1848 (4.07)
место смертиСанкт-Петербург
отецРаль, Александр Александрович
матьРаль (Молво), Елизавета Николаевна
детиМария

Биография

Семинар "Школа гражданских лидеров" 14 апреля 2013 года г.Воронеж, Арт-отель, конференц-зал (ул.Дзержинского, 5 Б) Выступающий: Лукьянов Фёдор Александрович ...

Все видео

Родился в 1802 году в Санкт-Петербурге. Его отец, барон Александр Александрович Раль (Александр-Франц фон Раль, 1756—1833) — выходец из Германии, поселившийся в 1776 году в Санкт-Петербурге, придворный банкир в царствование Александра I, был известен как меценат и музыкальный деятель; мать, Елизавета Николаевна (Элизабет фон Раль, 1768—1843) — дочь богатого сахарозаводчика Германа Николауса Молво.

Музыкой Фёдор Раль увлечённо занимался с детских лет, чему в немалой степени способствовало то обстоятельство, что дом его отца в начале 19 века был одним из самых значительных центров столичной музыкальной жизни, а его родители и сами были превосходными музыкантами. Брал уроки игры на фортепьяно у известных в то время пианистов Джона Филда и Шарля Майера. К двенадцатилетнему возрасту относятся его первые опыты в сочинении оркестровой музыки. Любовь к оркестру и оркестровой музыке Раль пронёс через всю свою жизнь, научившись играть почти на всех оркестровых инструментах, особенно на духовых.

Но сперва карьера молодого барона Раля никак не была связана с его музыкальными увлечениями. В 1821 году он поступил юнкером на службу в Ольвиопольский гусарский полк и через год был произведён в корнеты, но пошатнувшееся финансовое положение отца вынуждает его оставить военную службу и выйти в отставку в чине поручика. В 1826 году Раль исправлял должность помощника церемониймейстера на парадных торжествах погребения императора Александра I. В 1831—1839 годах году Раль на службе в петербургской полиции, состоит чиновником для поручений при Петербургском генерал-губернаторе П. К. Эссене. Как пишет в своей биографии Ф. Раля В. В. Стасов:

«В своей номинальной службе по полиции барон Раль оставался около восьми лет, мало делая для казённой службы, но очень много для самого себя, для собственного музыкального самообразования и усовершенствования. Уже и всегда прежде он любил оркестр и умел играть на множестве инструментов, всего более духовых, деревянных и медных; но теперь, почти на совершенной свободе от посторонних занятий, он предался с ещё большею страстью своей любви к оркестровым инструментам и достиг того, что превосходно играл на всех этих инструментах и знал их натуру, способы и средства с такою глубиною, как редкие музыканты.»

В 1839 году барон Раль решается связать с музыкой свою профессиональную карьеру и поступает капельмейстером на службу в Дирекцию Императорских театров. Надзирал за хранением нот и занимался сочинением оркестровых партий для исполнения опер и балетов на театральной сцене. В январе 1842 руководство Дирекции «военную музыку при спектаклях употребляемую, со всеми приготовлениями оной для представлений, и аранжировкою на сцене» передаёт Ралю «в полное заведывание». С этого времени Раль начинает постоянно заниматься с оркестром Гвардейского экипажа, исполнявшим военную музыку на столичной оперной сцене, подняв его на небывалую ранее высоту исполнительского мастерства. А с апреля 1842 года Фёдор Александрович начинает сотрудничать с М. И. Глинкой в деле подготовки для сцены оперы «Руслан и Людмила». «В новой опере военный оркестр играл громадную роль — такую роль, какой не играл ещё не только в „Жизни за царя“, но и ни в какой опере в Европе». Раль взял на себя всю работу по переложению музыки Глинки и её аранжировке для исполнения военным оркестром. Сам Глинка говорил, что «без содействия барона Раля он даже не осмелился бы решиться на то новое употребление военной музыки, какое задумал… и которое так удачно приведено в действие этим редким знатоком искусства». Кроме того, два с половиной года, в течение которых опера «Руслан и Людмила» шла на петербургских подмостках, Раль сам исполнял в оркестре партию фортепьяно. (Употребление фортепьяно в оперном оркестре было одной из новаций, предложенных Глинкой публике в своей опере.)

К сожалению, после того как в 1845 году опера «Руслан и Людмила» была переведена из Санкт-Петербурга на московскую оперную сцену, все партитуры аранжировок, написанные Ралем, были безвозвратно утеряны (вероятно, во время пожара в Большом театре в 1853 году), и судить о них мы теперь можем только по отзывам современников.

«По счастию, бедный автор военной оркестровки не испытал горя пережить такое несчастие: утрату лучшего и значительнейшего дела всей своей жизни.» 4-го июля 1848 года барон Фёдор Александрович Раль скончался в Санкт-Петербурге от холеры.

Интересные факты

«Император Николай I, не терпевший, как известно, усов и бороды у служащих, дозволил однажды барону Ралю носить усы, потому что тот представлял, что без усов потеряет „амбушюр“, столько необходимый для игры на духовых инструментах. Таким образом, барон Ф. А. Раль представлял во время 40-х годов, в царствование этого императора, один из редчайших примеров „чиновника в вицмундире и с усами“. Таким он представлен и на акварели М. Теребенева…»

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить