МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Савояров, Михаил Николаевич


ИмяМ. Н. Савояров
Дата рождения30.11.1876
Место рожденияМосква
Дата смерти4.08.1941
Место смертиМосква
Род деятельностиАвтор-куплетист, композитор, поэт, мим-эксцентрик

Михаил Николаевич Савоя́ров (Соловьёв) (30 ноября 1876 года, Москва — 4 августа 1941 года, Москва) — русский (в меньшей степени советский) автор-куплетист, композитор, поэт, мим-эксцентрик. На протяжении 25 лет начала XX века — широко известный исполнитель песен и куплетов собственного сочинения. Пик популярности Савоярова пришёлся на военные годы (1914—1917), когда его ноты выпускаются в массовых сериях издательствами «Эвтерпа» и «Экономик» под грифом «Колоссальный успех», фотографии издаются в качестве почтовых открыток «для фронта, для победы», а концерты проходят ежедневно — при полных сборах. К этому же времени относятся его приятельские отношения с Александром Блоком, который высоко ценил творчество этого автора и часто бывал на его представлениях. После нескольких особенно популярных куплетов 1914—1915 года («Луна-пьяна», «Кисанька», «Наша культура», «Благодарю покорно») за Савояровым закрепилось неформальное звание «Короля Эксцентрики». Учитывая практически точное совпадение периода наибольшей популярности артиста с кратким периодом переименования столицы, М. Н. Савоярова можно назвать в точном смысле этого слова именно петроградским эстрадным артистом.

Биография артиста



Все видео

Михаил Николаевич Савояров (Соловьёв) родился в Москве 30 ноября 1876 года. Систематического музыкального образования в ранние годы не получил. Играл на скрипке, отчасти самоучкой, отчасти получая нерегулярные частные уроки. В Санкт-Петербург приехал в конце 1890-х годов. В самом начале XX века служил скрипачом в частной опере, а затем в театре «Палас» (позднее Ленинградский театр музыкальной комедии). Репертуар театров, где состоял Савояров, был составлен в основном из оперетт, что и наложило основной отпечаток на его собственные работы. Как-то раз, по случаю, заменяя заболевшего артиста, Савояров попробовал себя на сцене в амплуа опереточного тенора-простака. Имел успех, однако, вполне рядовой. Обладая независимым и самолюбивым характером, очень скоро покинул театральную службу и перешёл на вольные хлеба. Сначала (с 1905) ещё как участник разнохарактерных музыкальных антреприз или так называемых «капелл» — малороссийских, русских, цыганских или псевдо-французских, что тогда было модно и приносило сборы.

Постепенно, он начал сам сочинять всё больше текстов (стихотворных), сначала на музыку популярных опереточных куплетов или народных песен, а позднее — и на собственные мелодии. Эти литературные и музыкальные способности помогли ему быстро выдвинуться, как исполнителя своего собственного репертуара, что имело уже совершенно другой артистический статус. В основном этот репертуар состоял из песенок и куплетов в сопровождении фортепиано, игры на скрипке, танцев и эксцентричного актёрства, иногда доходящего почти до шутовской игры (особенно удачно в этом смысле полное совпадение творческой манеры с фамилией Савояров — во Франции савояр — это бродячий уличный музыкант, трубадур родом из Савойи). В 1907 Савояров удачно выступает на Нижегородской ярмарке с серией концертов вдвоём со своей женой Савояровой (Азагариной) Ариадной Петровной. Ранее она уже имела известность в антрепризах, как исполнительница шансонеток и песенок на французском языке. Выступая как характерные «франко-русские дуэтисты», они имели в своём репертуаре комические и сатирические сценки с песенками, танцами, переодеванием и перевоплощением, широко используя театральные костюмы, грим, мизансцены и даже минимальные декорации.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить