МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Станчинский, Алексей Владимирович


Алексей Владимирович Станчинский (9 марта 1888, Оболсуново, Владимирская губерния — 6 октября 1914, близ Логачёва, Смоленская губерния) — русский композитор и пианист.

Биография

Уже с шести лет начал сочинять и исполнять свои первые произведения. В 1899 семья переехала в Логачёво. С 1904 Станчинский периодически ездил в Москву, где частным образом занимался на фортепиано у Иосифа Левина и Константина Эйгеса, гармонией и контрапунктом — у Николая Жиляева, композицией — у Гречанинова. Гречанинов познакомил молодого музыканта с Сергеем Танеевым, в чей класс Станчинский и поступил в Московскую консерваторию в 1907 году (параллельно он совершенствовался как пианист у Константина Игумнова).

Алексей Владимирович Станчинский Etude in f minor Etyd i f-moll Etude en fa mineur Studio in fa minore (1907)

Все видео

После смерти отца в 1908 году творчество Станчинского резко пошло на убыль, у него начались галлюцинации и нервные расстройства. В течение года он находился в психиатрической лечебнице, однако, несмотря на то, что в его состоянии наступило улучшение, врачи признали его неизлечимым. Когда Станчинский возобновил свою композиторскую деятельность, стиль его сочинений оказался более зрелым и свободным от влияний, заметных в его ранних работах. Московские музыканты признали его новой восходящей звездой, его работы пользовались большой популярностью. В 1910 начал изучать и собирать народные песни, к этому же времени относится его сближение с Александром Скрябиным и Николаем Метнером. В конце 1913 Станчинский возобновил свои занятия с Эйгесом и в 1914 дал концерт в Малом зале Московской консерватории, в котором исполнил в том числе и свои сочинения. Концерт прошёл с большим успехом, однако это уже не могло повлиять на расшатанное здоровье музыканта. В октябре 1914 Станчинский был найден мёртвым в реке, вскоре после своего возвращения из Крыма в Логачёво. Обстоятельства его смерти остаются неизвестными до сих пор.

Большинство произведений Станчинского при его жизни оставалось в рукописях, лишь в 1920-е годы при поддержке Анатолия Александрова и Николая Жиляева были изданы некоторые из них, а в 1960 вышло в печать полное собрание его фортепианных пьес. В настоящее время популяризацией творчества Станчинского занимается композитор и пианист Валентин Матвеев.

Творчество

На ранних этапах сочинения Станчинского испытывают разные влияния. Так, главная партия es-moll’ной сонаты (1906) обнаруживает черты скрябинских интонаций, а побочная — «Лирических пьес» Грига. В других произведениях гармонические последовательности, заимствованные из народной музыки, перекликаются с таковыми у Мусоргского. Прелюдии, написанные в 1907 году, показывают расширяющуюся гармоническую палитру, ритмическую оригинальность и изобретательность полифонического письма. В произведениях, написанных после 1908, композитор экспериментирует со сложными несимметричными размерами, использует более лаконичную фразировку, отчасти предвещая неоклассицизм. Станчинский отказывается от гармонии, основанной на хроматическом ведении голосов, сопоставляя построения без определённой тональности, которые образуют единое, пандиатоническое пространство. Подобно Игорю Стравинскому в конце 1910-х, Станчинский использовал в тесной связи друг с другом диатонический, восьмитоновый, целотонный и другие виды звукорядов, а в качестве исходного мелодического материала — русские народные мотивы. Несколько последних его сочинений обнаруживают мастерское владение полифонией.

Сочинения


Фортепиано

  • Мазурка Des-dur (1905)
  • Соната es-moll (только I часть, 1906)
  • Этюд g-moll (1907)
  • Этюд f-moll (1907)
  • Мазурка gis-moll (1907)
  • Ноктюрн cis-moll (1907)
  • Три прелюдии: cis-moll, D-dur, es-moll (1907)
  • Две прелюдии: c-moll, as-moll (1907)
  • Этюд H-dur (1908—1910)
  • Прелюдия E-dur (1908)
  • Прелюдия в лидийском ладу (1908)
  • Канон h-moll (1909)
  • Две прелюдии: b-moll, h-moll (1909)
  • Прелюдия и фуга g-moll (1909)
  • Двенадцать эскизов, ор. 1 (1911—1913)
  • Три эскиза (1911—1913)
  • Вариации a-moll (1911)
  • Прелюдия c-moll (1911—1912)
  • Соната № 1 F-dur (1911—1912)
  • Аллегро F-dur, op. 2 (1912)
  • Соната № 2 G-dur (1912)
  • Три прелюдии в форме канонов (1913—1914)
  • Двухголосный канон в увеличении (1914)


Другие сочинения

  • Десять шотландских песен на стихи Р. Бёрнса для голоса и фортепиано (1909)
  • Фортепианное трио (опубликовано в 1966)

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить