МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Тосин, Сергей Геннадьевич


Сергей Геннадьевич Тосин — композитор, музыковед, кампанолог (колоколовед), педагог, музыкант-просветитель. Доктор искусствоведения, лауреат Международного конкурса им. С. С. Прокофьева, член Союза композиторов РФ, действительный член Ассоциации колокольного искусства России, член специализированного совета по защитам диссертаций Новосибирской консерватории. Представитель ленинградской композиторской школы. Автор хоровых, оркестровых и камерных сочинений, а также ряда книг и многочисленных научных трудов. Музыкальные произведения Тосина исполняются как в нашей стране, так и за рубежом — в Австрии, Бельгии, Германии, Италии, Нидерландах, Польше, США, Франции.

Биография

Родился 28 июня 1953 года в Новосибирске. Обучаясь в музыкальной школе (класс фортепиано), Сергей Тосин начинает сочинять музыку, что в итоге повлияло на его осознанный выбор профессии. В 1970 году поступает на теоретическое отделение Новосибирского музыкального училища. Однако обучение затягивается на шесть лет, поскольку оно прерывается службой в армии (1971—1973 гг.). Наряду с обязательными музыкальными предметами Тосин факультативно занимается композицией. Спустя годы, композитор вспоминал: «…помимо работ, выполнявшихся мною в факультативном классе, я украдкой пописывал кое-что в авангардном духе, подражая, в частности Кейджу» [5, с. 7].

Исполняет Малахов Александр Геннадьевич (домра) на концерте педагогов 7.05.14 в ДШИ им. А. Алябьева. Концертмейстер - Саргина Евгения Северьяновна.

Все видео

В 1976 году С. Тосин поступает на теоретико-композиторский факультет Ленинградской консерватории. В 1981 году, получив вузовский диплом композитора и возвратившись в родной город, он становится педагогом Новосибирской консерватории. В разные годы преподаёт на кафедрах теории музыки, народных инструментов, композиции, совмещая с работой в педагогическом университете (кафедры музыкального образования и народной художественной культуры). Ведёт курсы оркестровки, аранжировки, полифонии, истории музыки, инструментоведения, чтения оркестровых партитур, сочинения музыки.

Профессиональная деятельность С. Тосина отличается достаточно большим разнообразием. Помимо вузовской работы он активно проявляет себя в сфере музыкального просветительства, выступая с публичными лекциями и сотрудничая со СМИ. Кроме того, композитор, вопреки господствовавшей в СССР идеологии, обращается к научно-практическим исследованиям, направленным на изучение и восстановление православной традиции колокольного звона. «Первоначально интерес у меня был сугубо профессиональный, композиторский, — признаётся он в интервью, — и масштабно заниматься колоколами я не думал. В 1984 году, работая над первыми материалами о колоколах, я начал понимать, что традицию звона надо не только изучать, её, в первую очередь, надо спасать…» [2, с. 5]. Таким образом, наряду с композиторским творчеством эта сфера интересов музыканта становится определяющей в его профессиональной жизни. На «колокольную» тему им написано и опубликовано более 40 научных трудов, в том числе четыре монографии, защищены две диссертации — кандидатская («Русская звонница: Конструктивные особенности и вопросы исполнительства», 2001) и докторская («Колокольный звон в России: Традиция и современность», 2010).

Творческая характеристика

Как композитор Тосин не злоупотребляет достижениями научно-технического прогресса: электронная музыка в его творчестве скорее исключение. Автор предпочитает работу с «живым» звуком, на его взгляд, всегда актуальным и потенциально провоцирующим на эксперимент. Он «является композитором поставангардной, „левой“ ориентации» [4], а его «деятельность в целом, не только композиторское творчество — можно рассматривать как точный образец искусства постмодернизма…» [3, с. 13]. В сочинениях автора представлены самые разные музыкальные стили — от барокко до джаза и рока, от древнерусского церковного пения и традиционной музыки Востока до новейших элитарных направлений. «В творчестве Тосина сочетаются рационализм и неожиданность конструктивных решений, …обращение к средствам, выработанным искусством авангарда (серийности, алеаторики, сонористики) и поставангарда (полистилистики, минимализма)…» [1, с. 89]. При этом в его сочинениях велика роль символики чисел, которые являются важным формообразующим стимулятором.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить