МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ

Вокально-инструментальный ансамбль


ВИА и рок-группы

Отношения между ВИА и самодеятельными рок-группами 1970-х — начала 1980-х годов были достаточно сложными и многоплановыми. С одной стороны, существовал определённый антагонизм, связанный с разницей в статусе и признании, с другой — музыканты нередко переходили из ВИА в группы и обратно, а часть ВИА представляли собой «легализовавшиеся» тем или иным путём самодеятельные группы. Так, вышеупомянутая группа «Аракс» приобрела официальный статус через три года после создания, в 1974 году, когда вошла в труппу театра «Ленком». ВИА «Земляне» тоже начинал как андеграундная рок-группа и лишь потом сменил статус. Официальный статус имели рок-группы «Карнавал», «Динамик», «Машина времени» (в период с конца 1979 до второй половины 1980-х, когда работала под эгидой государственного объединения «Росконцерт»).

Группы, игравшие рок, отличались от ВИА не только модусом вивенди (рок-дискурс — исключительно авторский), но и вытекающими из последнего жанровыми особенностями самой исполняемой ими музыки, превращая ВИА в развлекательное и подчёркнуто полистилистическое музыкальное варьете.

Вокально-инструментальный ансамбль «Fireflies»

Все видео

Популярность, расцвет и дальнейшая история

ВИА как отдельное явление советской музыкальной культуры просуществовали в общей сложности чуть более 20 лет. В период 1960-х — 1970-х, начала 1980-х годов они были чрезвычайно популярны, особенно у молодежи. Наиболее известные ансамбли давали по несколько концертов в день в течение всего года, исполняемые ими песни постоянно транслировались по радио и телевидению, выпускались многочисленные и хорошо продававшиеся альбомы. Например, за четыре года (1970—1974) только тираж первого миньона ансамбля «Веселые ребята» был продан в количестве 15 миллионов 975 тысяч экземпляров, а тираж несколько раз переиздаваемого альбома «У нас, молодых» (1975—1979) ВИА «Самоцветы» достиг 2,5 миллионов копий. Концертные организации получали от наиболее популярных ансамблей большую прибыль, поэтому, например, годовой план, утвержденный Москонцертом ансамблю "Весёлые ребята", составлял ежегодно с 1970 года до 500 концертов 2010.

Большинство ВИА прекратили своё существование в конце 1980-х годов. Этому способствовал целый ряд обстоятельств, прежде всего — выход из подполья рок-музыки и упразднение механизмов регулирования деятельности эстрадных исполнителей, ограничений на репертуар и строгих критериев профессионального отбора музыкантов. Сыграло свою роль и повышение качества музыкальной аппаратуры, появление дешёвых синтезаторов и семплеров, дающих возможность производить качественную поп-музыку без привлечения большого штата музыкантов. Да и репертуар большинства ВИА, состоящий из позитивных шлягеров и «идеологически выдержанных» композиций, в новых политических условиях стал гораздо менее востребован.

Большинство коллективов распалось, хотя некоторым удалось выжить, преобразовавшись в группы самой разной музыкальной направленности, от поп-музыки до хард-рока. Значительная часть музыкантов распавшихся ВИА осталась на эстраде, войдя в состав новых групп или начав сольную карьеру. Очень многие современные российские деятели поп-музыки — это бывшие музыканты ВИА 80-х.

Некоторое количество старых, широко известных ВИА продолжают существовать по сей день, хотя и в сильно изменённом составе. Среди них — «Весёлые ребята», «Земляне», «Песняры», «Цветы». Некоторые известные ВИА (например, «Поющие гитары» и «Самоцветы») были воссозданы во второй половине 1990-х годов, на волне увеличения популярности музыки 1960-1970-х годов. Они записывают ремейки своих шлягеров, выступают с концертами, где звучит обычно наиболее популярная часть старого репертуара. Некоторые ВИА ("Самоцветы", "Песняры", "Земляне", "Ялла", "Синяя птица", "Лейся, песня", "Здравствуй, песня", "Кобза", "Краяни", "Сябры") исполняют и новые песни, не уступающие их известным шлягерам. В некоторых случаях, например в ВИА «Песняры», "Лейся, песня", "Синяя птица", "Земляне", возникло сразу несколько составов, претендующих на одно и то же название и исполняющих один репертуар.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить