МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ
Вышнеградский, Иван Александрович
Имя | Иван Александрович Вышнеградский |
Дата рождения | 4.5.1893 |
Место рождения | Санкт-Петербург |
Дата смерти | 29.9.1979 |
Место смерти | Париж |
Страна | Россия, Франция |
Профессии | композитор |
Ива́н Алекса́ндрович Вышнегра́дский (4 мая 1893, Санкт-Петербург — 29 сентября 1979, Париж) — русский и французский композитор, один из пионеров четвертитоновой музыки.
Биография и творчество
Sylvaine Billier, Martine Joste, Gérard Frémy, Yves Rault : pianos / Ensemble 2e2m / Direction:. Paul Méfano — Ivan Aleksandrovitch Wyschnegradsky (en russe ...Все видео
Отец Ивана Вышнеградского Александр Иванович был крупным банкиром и композитором-любителем, дед, Иван Алексеевич — министром финансов Российской империи при Александре III, предшественником Витте. Двоюродный брат возлюбленной адмирала Колчака Анны Тимирёвой. Образование получил в 1-й Санкт-Петербургской гимназии. Сочинять музыку Вышнеградский начал в семнадцать лет; учился на философском факультете Санкт-Петербургского университета и изучал композицию в столичной Консерватории у Николая Соколова.
Сын Ивана Вышнеградского и Е. Бенуа — Дмитрий Иванович Вышнеградский (Вишеней) (р. 19 февраля 1924, Париж). Окончил юридический факультет Парижского университета. Работал как юрист в Обществе социальной безопасности шахтеров. Занимается историей русской эмиграции в 15-ом районе Парижа, историей традиционной музыки африканско-американского народа в США. Автор статей и составитель антологии с переизданием старых пластинок этой музыки. Член Историческо-археологического общества 15-го района Парижа. Участник «Русских дней», организованных мэрией района в 2003.
Дебютировал И. А. Вышнеградский как композитор в 1912 году («Andante religioso et funèbre»); первое зрелое сочинение, «День бытия» (La Journee de l’Existence), написанное Вышнеградским на собственный текст, относится к 1916 году.
После 1918 года И. А. Вышнеградский сочинил лишь несколько композиций в полутонах. В 1919 году написал музыку к спектаклю «Макбет» только что созданного Большого драматического театра.
В 1920 году И. А. Вышнеградский эмигрировал из России и поселился в Париже. В 1922—1923 часто бывал в Берлине, где подружился с Алоисом Хабой, независимо от него тоже пришедшим к идее четвертитоновой музыки. До 1937 года И. А. Вышнеградский не находил решения для исполнения своей музыки на концертах, до тех пор пока им не было разработано два фортепиано, настроенные в разном диапазоне. В 1937 и 1945 годах у него были удачные концерты в Париже. В 1937 году И. А. Вышнеградский познакомился с Оливье Мессианом, позднее — с Анри Дютийё, Пьером Булезом. П. Булез не раз исполнял на концертах сочинения Вышнеградского.
В 1942 И. А. Вышнеградский был арестован фашистами, провёл два месяца в лагере в Компьени.
Последнее сочинение композитора — заказанное ему Радио-Франс Трио для струнных, op.53 (1979) — было завершено учениками.
Теоретические сочинения
-
автор Ivan Wyschnegradsky издательство Éditions Max Esching год 1932 - Nicolas Obouhow: l’harmonie totale. Ivan Wyschnegradsky: l’ultrachromatisme et les espaces non octaviants/ Sous la dir. de Claude Baillif. — Paris: Richard-Masse, 1972.
Признание
Произведения И.Вышнеградского исполнялись в рамках программы Поколение Z: Пионеры звука в России 1920-х (Санкт-Петербург, 2010), в программах Международного фестиваля современной музыки «Московский Форум» (2003, 2010).