МУЗЫКА / МУЗЫКАНТЫ
Жак-Далькроз, Эмиль
Итак, в обстановке признания и восхищения расцветала Далькрозовская система ритмического воспитания, и облетала весь мир.
Празднества в Швейцарии
Композиции эти носили всегда патриотический характер. В них участвовало большое количество людей, временами 1000—2000 и более человек. Режиссура массовых действий была излюбленной формой деятельности Далькроза. Он мог подчеркнуть в них значение ритма. Далькроз хотел, чтобы в театральных постановках центральное место занимал народ — «foule-artiste» (народ-артист), который выявлял бы в движениях, жестах и позах свои ощущения и переживания. Он находил, что всякое групповое действие требует особой новой техники исполнения и называл «полиритмией» соотношение массы и солистов отдельных групп участников между собой. Считал оркестровкой движений — искусство включения массы в общее действие. Далькрозу было предложено в 1914 г. руководить Женевскими Празднествами в память присоединения Женевы к Швейцарскому Союзу.
Сольный концерт Наталии Никоновой. 06.04.2011. ДШИ №1 им.Мусоргского г.Тверь. Э. Жак-Далькроз. Стихи неизвестного автора. «Куранты»Все видео
Но 1914 год положил конец деятельности Далькроза в Хеллерау. Далькроз подписал протест против разрушения немцами Реймсского собора и вынужден был покинуть Германию. Немецкие ученики слали ему оскорбительные письма. Далькроз вернулся в Женеву, переживавшую в то время трудности военной блокады. Лишь по окончании войны возродился на берегу Женевского озера Институт ритма, руководимый Далькрозом. Эмиль Жак-Далькроз скончался в 1950 году в возрасте восьмидесяти пяти лет.
Первый Международный Конгресс по Ритму состоялся в 1926 г., в Женеве. На нем было сделано до 40 докладов на 4-х языках.
Сотрудники Далькроза в Хеллерау
- Вольф Дорн (Германия), директор Института
- Гаральд Дорн (Германия), директор Института после гибели Вольфа в 1914 году
- Генрих Тессенов, архитектор
- Александр Зальцман (Россия), создатель системы освещения
- Перри Ингхем (Ingham, Perry Broadbent) (Англия), возглавил курсы в Англии
- Элсбет Лаутер (Германия), преподаватель
- Густав Гюлденштейн (Германия), преподаватель
- Анни Бек (Annie Beck), (Голландия), преподаватель
- Нина Гортер (Nina Gorter), (Голландия), преподаватель
- Сюзанн Перроте (Suzanne Perroutet) (Франция), преподаватель
Ученики Далькроза в Хеллерау:
- Валериа Кратина (Valeria Cratina), (Австрия)
- Иелле Трельстра (Jelle Trolstra), (Голландия)
- Инга и Рагна Якоби (Jnga & Ragna Jacobi) (Норвегия)
- Габо Фальк (Швеция)
- Альберт Жаннере (Albert Jeanneret) (Швейцария), брат Ле-Корбюзье
- Эмиль Ристори (Швейцария)
- Мариам Рамберг (Mariam Ramberg) (Польша)
- Тадеуш Ярецкий (Польша)
- Пласидо де Монтелио (Placido de Montelio) (Испания)
- Шарлотта Пфеффер (Германия)
- Теодор Аппиа (Франция)
- Анатолий Николаевич Александров
- Нина Георгиевна Александрова (Гейман), одна из первых учениц Далькроза, начинавшая в Женеве, затем последовавшая за ним в Хеллерау
- Николай Николаевич Баженов
- кн. С. М. Волконский
- В. А. Гринер (Альванг)
- Нина Валентиновна Романова, в 1914 г. начала учиться в Хеллерау, но помешала война, и она окончила Курсы Ритмической гимнастики Волконского в Петрограде
- Мария Александровна Румер
- Румер Е. Б.
- Нина Семеновна Самойленко, начинала учиться в Хеллерау в 1914, окончила Курсы ритмики Н.Александровой в Москве.
Сочинения
- Жак-Далькроз, Ритм, его воспитательное значение для жизни и для искусства. — Пг, б/г.
- E.Jaques-Dalcroze, Rhythm, Music & Education. — London, 1980.