МУЗЫКА / СИНГЛЫ

Bela Lugosi’s Dead


Обложка и концертные исполнения

Для обложки сингла музыканты выбрали кадр из знаменитого экспрессионистского кинофильма 1920 года «Кабинет доктора Калигари». Продолжая эксплуатировать вампирскую тематику и образы из чёрно-белых фильмов ужасов, они нередко превращали исполнение песни на концертах в театрализованное действо — Питер Мёрфи в белом гриме и с подведёнными глазами появлялся из бутафорского гроба, изображая Дракулу. «Люди говорили, что это было очень демонично, тесно связано со смертью, театрально и производило сильное впечатление», — вспоминал сам вокалист годы спустя.

Влияние на культуру

I do not claim to own this material, it belongs to Small Wonder Records. A hundred thousand views, keep it up! Lyrics: White on white translucent black capes...

Все видео

По сути, именно выход «Bela Lugosi’s Dead» положил начало развитию готической музыки. Кроме того, песня Bauhaus стала первым связующим звеном между зарождавшейся тогда готической субкультурой и «вампирской» эстетикой, косвенно повлияв, таким образом, на готическую моду и задав субкультурные стандарты на годы вперёд. Выход сингла оказался определяющим моментом: именно после этого события критики стали постоянно употреблять слово «готический» для описания зарождавшегося субкультурного течения, а термин «готик-рок», ранее лишь изредка использовавшийся по отношению к таким группам, как Joy Division, окончательно заменил такие жанровые дефиниции, как «минималистский панк», применявшиеся в музыкальной журналистике ранее. Всё, что имело отношение к песне, — от текста до обложки пластинки — окончательно укрепило связь между новым музыкальным течением и эстетикой фильмов ужасов, породив «классический готический стиль». Некоторые исследователи полагают, что композиция стала отправной точкой для развития своего рода поджанра — так называемой «вампирской музыки».

Театрализованные концертные выступления группы, на которых исполнялась «Bela Lugosi’s Dead», привлекли огромное количество поклонников, начавших одеваться и вести себя в том же духе, что и музыканты, — носить чёрное, обильно использовать чёрно-белый макияж, делать эксцентричные причёски. К 1981 году количество фанатов настолько возросло, что стало возможным говорить о формировании новой субкультуры. Питер Мёрфи вспоминал об ощущениях от одного из концертов 1981 года:

Шум был такой, словно на нас издали мчалось стадо… И мы тогда подумали: «О Господи, что же мы наделали!..»

Как отметила журналистка издания Stylus Magazine Мэллори О’Доннелл, Bauhaus действительно совершенно не намеревались создавать новый жанр — это видно хотя бы по би-сайду сингла, ничем не примечательной глэм-роковой песне «Boys» с шуточным текстом — и едва ли могли предвидеть, что их «забавная» композиция вдохновит впоследствии такие группы, как Nosferatu или London After Midnight.

Музыкальный журналист Дэйв Томпсон поставил композицию на 194-е место в своём рейтинге тысячи лучших рок-песен (1000 Songs that Rock Your World).

Использование в кинофильмах

Возможно, наибольшую известность песне принёс фильм «Голод» режиссёра Тони Скотта, где в главных ролях снялись Дэвид Боуи и Катрин Денёв. Музыканты Bauhaus исполнили в картине камео: в начале фильма они представлены играющими «Bela Lugosi’s Dead» на концерте, куда в поисках новых жертв приходят вампиры — персонажи Боуи и Денёв. Во время звучания песни зрителю демонстрируются обрывки различных сцен, чередующиеся в неправильном хронологическом порядке; кульминация композиции совпадает со сценой убийства вампирами жертв; таким образом, «Bela Lugosi’s Dead» как бы обрамляет разрозненные начальные эпизоды. Несмотря на то, что «Голод» получил преимущественно негативные отзывы критиков, он приобрёл классический статус среди готов — отчасти благодаря появлению в нём Bauhaus, чья популярность ещё сильнее возросла после участия в съёмках. Во время проката «Голода» семидюймовая версия сингла распространялась в кинотеатрах, где шёл фильм.

Заглавная композиция также использовалась в нескольких других, менее известных картинах.

  • Песня вошла в официальный саундтрек к триллеру «Кривая» 1998 года.
  • В низкобюджетном фильме ужасов 1998 года «Безобразная улыбка» композиция играет во время сцены в готическом баре.
  • «Bela Lugosi’s Dead» можно услышать во французском фильме «Мрак», номинировавшемся на премию «Золотой леопард».
  • Композиция вошла в саундтрек к комедии «Удачи, Чак» 2007 года.
  • В фильме ужасов «Коллекционер» 2009 года песня звучит в практически полной девятиминутной версии.
  • Песня звучит в начале 18-го эпизода первого сезона сериала «Грань», получившего название «Полночь». Действие эпизода разворачивается вокруг женщины, заражённой вирусом вампиризма и разыскивающей свои будущие жертвы в ночном клубе, подобно героям «Голода».

Кавер-версии

  • Американская группа Morticia выпустила кавер-версию песни на своём альбоме 1991 года 13 Nightmares.
  • Американская готик-рок-группа God’s Girlfriend в 1993 году записала кавер-версию композиции, вышедшую на альбоме Ritual Suicide Necrophiliac Blues.
  • В 1996 году The Electric Hellfire Club переиграли песню в жанре индастриал-метал.
  • Итальянская группа Opera IX, исполняющая симфонический блэк-метал, включила свою версию песни в альбом The Black Opera – Symphoniae Mysteriorum in Laudem Tenebrarum 2000 года.
  • Чешская готик-рок-группа XIII.století выпустила кавер-версию песни под названием «Bela Lugosi Is Dead (I am Dracula)» на своём альбоме 2000 года Metropolis.
  • Бразильский трэш-метал коллектив Sepultura выпустил собственный вариант композиции на диске Nation (2001) в качестве бонус-трека.
  • Кавер-группа Nouvelle Vague в 2006 году записала укороченную (четырёхминутную) версию песни, которая вошла в альбом Bande à part и исполнялась музыкантами на концертах.
  • Питер Мёрфи выступал совместно с индастриал-коллективом Nine Inch Nails во время турне 2006 года, где музыканты исполняли свой вариант «Bela Lugosi’s Dead» с его вокалом.
  • В 2009 году испанский музыкант Txarly Usher ‎использовал фрагмент вступления песни в своей композиции «Sin mirar atrás», выпущенной на альбоме Canciones Asesinas.

Пародии

  • Билл Бэйли с 1995 года исполнял пародию на песню в попурри с другими популярными композициями восьмидесятых, значительно искажая текст. Запись его выступления вышла на DVD Cosmic Jam в 2005 году.
  • Грег Гальцик в 2002 году спародировал композицию, исполнив песню с изменённым текстом и под названием «Abe Vigoda’s Dead» (намёк на получившую широкую известность газетную утку, сообщавшую о смерти актёра Эйба Вигоды).

Участники записи

  • Питер Мёрфи — вокал
  • Дэниел Эш — электрогитара
  • Дэвид Джей — бас-гитара, текст
  • Кевин Хаскинс — ударные

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить