МУЗЫКА / СИНГЛЫ
Тоталитарный рэп
Название | Тоталитарный рэп |
Обложка | Alisa Shestoy Lesnichiy.jpg |
Исполнитель | группы Алиса |
Автор | Константин Кинчев |
Альбом | Шестой лесничий |
Выпущен | 1989 |
Записан | 1989 |
Жанр | Рок, новая волна |
Длительность | 6:17 |
Лейбл | Мелодия |
Предыдущая | Новый метод |
Номер1 | 1 |
Номер2 | 2 |
Следующая | Шестой лесничий |
Номер3 | 3 |
«Тоталитарный рэп» — песня группы «Алиса», записанная в 1988 году для альбома «Шестой лесничий». Также песня известна как «Тыр-тыр-тыр». Это название можно встретить в дискографии группы. Автор музыки и слов песни Константин Кинчев.
История
1989 - Альбом "Шестой лесничий". По материалам сайта alisa-tver.narod.ru и другим источникам.Все видео
По признанию самого К. Кинчева, текст песни родился во время записи альбома «БлокАда» в 1987 году. Впервые лидер «Алисы» показал песню друзьям на фестивале в Шушарах, неподалёку от Ленинграда, районе, известном своей колонией строгого режима.
Песня стала своеобразным подарком Юрию Шевчуку к его Дню рождения.
В 1988 году песня была записана на плёнку в рамках записи альбома «Шестой лесничий». В это время из коллектива временно ушёл Андрей Шаталин, и гитарные партии в треке «Тоталитарный рэп» исполнил специально приглашённый Игорь Чумычкин, который после этого остался в группе. Кроме «Тоталитарного рэпа» Чумычкин озвучил всего две песни альбома. По словам Кинчева, Чумычкин отлично справился с поставленной задачей: «Там сразу слышно — звук неподражаемый. Конечно, Игорь гениальный гитарист!»
Большая часть альбома писалась в Минске. Работали ночами, в легендарной передвижной студии MCI (лейбл «Мелодия») — вагон со звукозаписывающей аппаратурой, в котором полуподпольно записывались «Аквариум», «Странные игры», «Мануфактура». Подробно об этом периоде написала Нина Барановская в своей книге «По дороге в рай».
В тираж альбом вышел лишь в 1989 году из-за дефицита в стране бумаги и целлофана для обложки. В списке песня значится как «Тыр-тыр-тыр». В скобках, как дополнительное, указано второе название. Впоследствии, на концертах, Кинчев называет песню «Тоталитарный рэп». Вскоре второе название становится главным, под которым песня известна до сих пор. Эта фраза стала крылатой: журналисты тут же подхватили её как устойчивое выражение. Чаще всего в прессе она используется при описании модели жёсткого государственного контроля (например:
автор | Ростоцкий Ф. |
издание | Время новостей |
год | 9.01.2002 |
место | М. |
номер | 1 |
Текст песни
С полным текстом песни можно ознакомиться на официальном сайте группы «Алиса» в разделе «Дискография».
В тексте Константин Кинчев с помощью жёстких эпитетов характеризует тоталитарный режим, что многими идеологами конца 1980-х — начала 1990-х гг. было истолковано как его профашистская позиция в отношении СССР в целом. Однако сам автор опроверг это:.
На самом деле это не так. «Тоталитарный рэп» не имеет какого-то конкретного адресата. То, о чём в ней говорится, было и у нас, и в других странах. Я представляю себе так: несколько раз в столетие с небес на землю ниспосылается этакий монстр. Он устанавливает режим, который держит людей в постоянном страхе. И эта песня как раз о таком режиме, о презрении прав человека, об отсутствии свободы — об обществе, лишённом демократии.
Особое внимание вызывает второй куплет песни, в котором Кинчев перечисляет ведущие группы Ленинградского рок-клуба. По словам Кинчева, он просто «по-доброму подтрунивает над ними»:
начало цитаты
Тоталитарный рэп — это «Аквариум»
Для тех, кто когда-то любил океан.
Тоталитарный рэп — это «Зоопарк»,
Если за решёткой ты сам.
Тоталитарный рэп — это «АукцЫон»,
Где тебя покупают, тебя продают.
Тоталитарный рэп — это «Джунгли»,
В которых, как ни странно, живут.
Тоталитарный рэп — это «Телевизор»,
Он правит нами, он учит нас жить.
Тоталитарный рэп — это «Кино»,
но о «Кино» я не могу говорить.
Тоталитарный рэп — это «Игры» под током,
Этакий брейк-данс.
Строчка о группе «Кино» изначально звучала как «О „Кино“ я не хочу говорить». Несмотря на тесные дружеские отношения с Виктором Цоем, у Кинчева не со всеми участниками группы «Кино» были тёплые отношения. Возможно поэтому он сделал такой резкий выпад. Лишь через два года, на концертах, строчка была изменена: «О „Кино“ я не могу говорить». После смерти Цоя это звучало как дань памяти и скорби. Сам Кинчев объясняет это так: «Дело в том, что в момент написания этой песни я только что отснялся в кинофильме. И этот кинофильм мне очень не понравился. Со временем я успокоился и стал произносить эту строчку так, как произношу её и сейчас».
Словно провоцируя слушателей, Кинчев заканчивает песню словами: «Что вы, мой фюрер, я просто антифашист!»
Интересные факты
- Кинчева до сих пор причисляют к первым исполнителям рэпа в СССР.
- В одном из самиздатовских сборников песен «Алисы» первая строчка, по аналогии со вторым куплетом, записана так: «Тоталитарный рэп — это вам не A-ha…»