МУЗЫКА / СИНГЛЫ

Время колокольчиков


НазваниеВремя колокольчиков
ИсполнительАлександр Башлачёв
АвторАлександр Башлачёв
АльбомВремя колокольчиков
Дата выпуска1986
Дата записи1986
ЖанрФолк-рок
ЯзыкРусский

«Вре́мя колоко́льчиков» — стихотворение и песня Александра Башлачёва, ставшее одним из символов, своего рода визитной карточкой русской рок-поэзии 1980-х годов.

История

Александр Башлачёв, квартирник у БГ.

Все видео

Была впервые исполнена на людях в 1984 году, в Череповце, в гостях у Леонида Парфёнова, где также присутствовал Артемий Троицкий. Как писал последний, она стала первым прорывом русского рока «в буйный, языческий простор русской образности». Вошла в одноимённый магнитоальбом, записанный в январе 1986 года в домашней студии А. Агеева. Песни этой записи вошли в изданный в 1989 году фирмой «Мелодия» диск-гигант «Время колокольчиков».

В 1988 году текст песни претерпел некоторое изменение: если в раннем варианте последние строки звучат как:

Рок-н-ролл — славное язычество.

Я люблю время колокольчиков.

То в более позднем варианте меняется первое слово предпоследней строчки:

Свистопляс — славное язычество.

Это один из примеров вариативности текстов, характерной как для Башлачёва, так и для такого автора-исполнителя, как Владимир Высоцкий.

Символика

В тексте песни символ «колокольчика под дугой», ассоциирующийся с дорогой и движением, а у Башлачёва, ещё и с сердцем музыканта, звенящим «под рубашкою», противопоставляется «сбитым и расколотым» колоколам, традиционно символизирующим общий «глас народа» или даже «глас Божий», величие, спокойствие и стабильность

Значит, здесь — время колокольчиков..

При этом песня написана от лица общности, «мы», единственное «я» встречается тут в последней строчке (на фонограммах 1988 года отсутствует и оно). Такая «редукция „я“» лирического героя в сочетании с его ярко выраженной индивидуальностью может быть рассмотрена как признак близости творчества Башлачёва к русскому фольклору, его «фразеологизации». Об этом же говорит и произошедшая в 1988 замена «рок-н-ролл» → «свистопляс».

Сам Башлачёв носил на груди на фенечке три маленьких колокольчика.

Влияние

Илья Смирнов назвал первую из своих книг, посвящённую истории рок-музыки в СССР — «Время Колокольчиков — жизнь и смерть русского рока», перенеся название песни Башлачёва на целый период в истории рок-культуры России, который он характеризует такими качествами, как «драматизм мировосприятия, сознательная … дисгармоничность …, принципиальное отсутствие чувства меры, мятежность и нонконформизм».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить