МУЗЫКА / СИНГЛЫ
Время колокольчиков
Название | Время колокольчиков |
Исполнитель | Александр Башлачёв |
Автор | Александр Башлачёв |
Альбом | Время колокольчиков |
Дата выпуска | 1986 |
Дата записи | 1986 |
Жанр | Фолк-рок |
Язык | Русский |
«Вре́мя колоко́льчиков» — стихотворение и песня Александра Башлачёва, ставшее одним из символов, своего рода визитной карточкой русской рок-поэзии 1980-х годов.
История
Александр Башлачёв, квартирник у БГ.Все видео
Была впервые исполнена на людях в 1984 году, в Череповце, в гостях у Леонида Парфёнова, где также присутствовал Артемий Троицкий. Как писал последний, она стала первым прорывом русского рока «в буйный, языческий простор русской образности». Вошла в одноимённый магнитоальбом, записанный в январе 1986 года в домашней студии А. Агеева. Песни этой записи вошли в изданный в 1989 году фирмой «Мелодия» диск-гигант «Время колокольчиков».
В 1988 году текст песни претерпел некоторое изменение: если в раннем варианте последние строки звучат как:
Я люблю время колокольчиков.
То в более позднем варианте меняется первое слово предпоследней строчки:
Это один из примеров вариативности текстов, характерной как для Башлачёва, так и для такого автора-исполнителя, как Владимир Высоцкий.
Символика
В тексте песни символ «колокольчика под дугой», ассоциирующийся с дорогой и движением, а у Башлачёва, ещё и с сердцем музыканта, звенящим «под рубашкою», противопоставляется «сбитым и расколотым» колоколам, традиционно символизирующим общий «глас народа» или даже «глас Божий», величие, спокойствие и стабильность
Значит, здесь — время колокольчиков..
При этом песня написана от лица общности, «мы», единственное «я» встречается тут в последней строчке (на фонограммах 1988 года отсутствует и оно). Такая «редукция „я“» лирического героя в сочетании с его ярко выраженной индивидуальностью может быть рассмотрена как признак близости творчества Башлачёва к русскому фольклору, его «фразеологизации». Об этом же говорит и произошедшая в 1988 замена «рок-н-ролл» → «свистопляс».
Сам Башлачёв носил на груди на фенечке три маленьких колокольчика.
Влияние
Илья Смирнов назвал первую из своих книг, посвящённую истории рок-музыки в СССР — «Время Колокольчиков — жизнь и смерть русского рока», перенеся название песни Башлачёва на целый период в истории рок-культуры России, который он характеризует такими качествами, как «драматизм мировосприятия, сознательная … дисгармоничность …, принципиальное отсутствие чувства меры, мятежность и нонконформизм».