ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Абрамов, Яков Васильевич


ИмяЯков Васильевич Абрамов
ПсевдонимыФедосеевец
Дата рождения2.11.1858(21.10)
Место рожденияСтаврополь
Дата смерти1.10.1906(18.9)
Род деятельностиРоссии XX века, XIX века, XIX века, XIX века
Годы активности1881—1906
Жанррассказ, очерк
Язык произведенийрусский

Я́ков Васи́льевич Абра́мов (литературный псевдоним Федосеевец) (октября—сентября), XX века, XX века, XX века и исследователь народной жизни; автор рассказов и очерков о судьбах крестьян в пореформенной деревне и жизни обитателей городских окраин.

Биография

Родился в Ставрополе-Кавказском, из семьи мещан. Первоначальное образование получил под руководством отца. Затем поступил в ставропольскую гимназию, но из шестого класса, вследствие неприятностей с гимназическим начальством, перешёл в местную духовную семинарию и, по окончании в ней курса «общеобразовательных наук», поступил в 1877 году в Медико-хирургическую академию, которую в 1878 году был вынужден оставить в связи «с привлечением по делу о распространении книг преступного содержания» и по объявлении Высочайшего выговора был выслан из столицы — Санкт-Петербурга — на родину. В декабре 1880 года вернулся в Петербург, и с тех пор началась журнальная деятельность писателя (в газеты он писал корреспонденции, ещё будучи в гимназии). Первым его произведением был этнографический рассказ «Среди сектантов», напечатанный в «Слове» в 1881 году под псевдонимом Федосеевец. В том же журнале появился следующий рассказ его «Мещанский мыслитель» (1881 год, № 4).

Через Г. И. Успенского познакомился с Г. З. Елисеевым и Н. К. Михайловским. С 80-х годов XIX века был неутомимым и плодовитейшим сотрудником многих журналов и газет, как столичных, так и провинциальных. В 1881—1884 годах постоянный сотрудник «Отечественных записок», то есть вплоть до их закрытия, автор многих статей о сектантах, других рассказов и статей. После закрытия «Отечественных записок» Абрамов поступил в июне 1884 года на работу в статистическое бюро санкт-петербургской земской управы и по поручению его составил статистическое описание шлиссельбургского и петербургского уездов, занявшее 3 тома (2 тома вышли в 1884 году, третий появился осенью 1886 года).

С 1882 года он стал также сотрудничать в «Устоях» (где был одним из участников издательской артели этого журнала) и «Деле».

С 1885 года работал сотрудником «Северного вестника», где в 1888—1889 годах вёл отдел «Из провинциальной печати» и занимался разбором вновь выходящих книг по земской жизни России, а также по этнографии и географии. Постепенно отходил от публицистики, всё больше и больше внимания уделяя вопросам народного просвещения и образования.

С июля 1885 года Абрамов принимал также постоянное участие в «Неделе», составляя для каждого номера передовые и отдельные статьи по внутренним и научным вопросам. Сверх этого публицист поместил ещё ряд статей в «Русском курьере», «Московском телеграфе», «Тереке», «Тифлисском вестнике», «Новом обозрении», «Экономическом журнале» и приготовил много объёмистых статей для издаваемой товариществом Вольф «Живописной России».

С 1890 года жил в Ставрополе. Работал юристом и торговым агентом. Печатался в газете «Северный Кавказ», «Приазовский край», в журнале «Новое слово» и других периодических изданиях. Издавал популярно-просветительские книги («Популярная юридическая библиотека», «Новейшие успехи знания»), опубликовал также ряд биографий — Х. Колумба, Б. Франклина, М. Фарадея, И. Песталоцци и других в сериях «Жизнь замечательных людей» и «Популярная библиотека» Ф. Ф. Павленкова.

Анализ творчества

Литературною своею деятельностью Абрамов примыкал к той части русской интеллигенции, которая, отодвигая на второй план вопросы общественно-политические, считала основною задачею современной им государственной жизни России — энергичную работу на помощь народу. Но не только экономические потребности русского простолюдина занимали публициста. Как можно видеть из перечня его статей, половина их посвящена расколу. В русских раскольниках, в особенности в последователях рационалистических сект, Абрамов видел людей «ищущих правды», людей богатых, правда, несколько болезненным идеализмом, но который, при мягком к нему отношении, не будет весь уходить в мистицизм и фанатизм, а, напротив, вольёт в народный организм струю бодрого, деятельного и творческого настроения.

Помимо раскола и земской, в широком смысле этого слова, жизни России, Абрамов интересовался также делами своей родины — Кавказа, относительно которого проводит взгляд, что внутренняя жизнь многочисленных горских народов должна быть регулируема не по одному общему административному шаблону, а сообразно индивидуальным особенностям каждого из этих народов. По мнению Абрамова, именно при такой постановке дела русская государственная власть, отнюдь не теряя в своём престиже и верховном главенстве, даст наиболее полезный для России исход богатым природным силам Кавказской окраины.

«Абрамовщина»

В середине 1880-х годов Абрамов начал деятельную работу в «Неделе» и стал одним из главных выразителей течения, которое часто называлось «абрамовщиной» — по его имени. Общественные надежды, разбуженные реформами 1860-х годов, оказались не соответствующими ожиданиям, прогрессивные умы уже не надеялись на их осуществление. Теория «непротивления злу» Льва Толстого становилась всё более популярной в обществе. Теория же Абрамова, «теория малых дел», противопоставлялась теории больших дел, революционных свершений. Он призывал к народничеству, к сосредоточению внимания и энергии на «малых делах», на «тихой культурной работе»: идти в «народ», в земские врачи, учительствовать и т. п. Учение это стало пользоваться успехом. Радикальные же элементы, например, писавшие на страницах «Русской мысли», продолжали активно воевать с «Неделей» и приверженцами Абрамова.

В начале 1890-х ситуация снова изменилась, общество опять склонилось к вектору кардинальных изменений в России, и «теория малых дел» начала терять популярность.

Смотрите также

  • Теория малых дел

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить