ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Ахундов, Мирза Фатали


ИмяМирза Фатали Ахундов
Оригинал имениMirzə Fətəli Məhəmmədtağı oğlu Axundov
Имя при рожденииМирза Фет Али-бек Гаджи Алескер оглы Ахундов
ПсевдонимыСабухи (Утреннее дуновение)
Дата рождения30.6.1812
Место рожденияШеки, Российская империя
Дата смерти26.2.1878
Место смертив Тбилиси, Российская империя
Род деятельностиПисатель, поэт, переводчик, просветитель и философ
Направлениереализм
ЖанрСтихи, поэмы, пьесы
Язык произведенийазербайджанский
персидский

Мирза́ Фатали́ Аху́ндов (Ахундзаде́) (Mirzə Fətəli Məhəmmədtağı oğlu Axundov (Axundzadə), полное Мирза Фет Али-бек Гаджи Алескер оглы Ахундов; 30 июня 1812, Шеки — 10 марта 1878, Тифлис) — азербайджанский писатель-просветитель, философ-материалист и общественный деятель; зачинатель азербайджанской драматургии и основоположник литературной критики в азербайджанской литературе; полковник Российской Империи. Ахундов также был одним из предшественников романтического, cовременного иранского национализма.

Биография

Мирза Фатали Ахундов родился 30 июня 1812 года в Шеки в семье крупного ахунда. В 1814 году его семья переезжает в деревню Хамне вблизи Тебриза, Иран. Когда Фатали исполнилось семь лет мать развелась с мужем и вместе с Мирзой Фатали вернулась в город Шеки к дяде. Гаджи Алескер, ставший для него «вторым отцом», учил мальчика Корану, арабскому и персидскому языкам, а также средневековым восточным наукам. Отправившись в святую Мекку Гаджи Алескер оставил Мирзу Фатали в Гяндже у учёного Моллы Гусейна, который стал преподавать будущему писателю арабскую логику и другие науки. Среди преподавателей медресе, где в 1832 году учился Ахундов, был азербайджанский поэт Мирза Шафи Вазех, который познакомил будущего писателя с западной светской мыслью. Воспевавший своими стихами винопитие Мирза Шафи Вазех негативно относился к необходимости трезвости в исламе и считал мусульман чернью. Не увидев у молодого Ахундова зрелого разума, должной убеждённости в вере и наличия искренности Мирза Шафи Вазех отговорил его делать религиозную карьеру. Впоследствии Мирза Фатали Ахундов вспоминал Мирзу Шафи:

По возвращении Гаджи Алескера Ахундов в 1833 году поступает в казённое училище, а через год переезжает в Тифлис, где поступает на государственную службу в канцелярию Главноуправляющего гражданской, а впоследствии и военной частью Кавказа в качестве переводчика восточных языков, где он прослужил до конца жизни.

Будучи атеистом безудержно критиковал все религии, в особенности догмы ислама. Ахундов считал, что все религии "Абсурд и вымесел", которые являются главным препятствием в развитии и распространения просвещения, науки и культуры. Ахундов отвергал идею о Боге как первопричине мира, источнике бытия Вселенной, придерживаясь той точки зрения, что бытие Вселенной "...в своём происхождении не нуждается в каком-либо другом бытии и есть единое, целое, могущественное, совершенное, всеобъемлющее существо, источник множества бесчисленных разнообразных частиц вселенной относительно их субстанций..."[Философская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, 1960. — Т. 1. — С. 118.]. В 1875 году он писал, что одной из причин, тормозящей процесс родного ему народа, является паломничество в Мекку, куда "ежегодно шляется миллион из Кавказского края без всякой пользы..."[Л.И. Климович Ислам. — Наука, 1965. — С. 256.]. В своём философском труде «Три письма индийского принца Кемал-уд-Довле к персидскому принцу Джелал-уд-Довле и ответ на них сего последнего» Мирза Фатали выступал с антиисламских позиций, называя учение Мухаммеда «системой надувательства простолюдинов», а Аллаха «кровопийцей и террористом», «безнравственным и жестоким эгоистом» и т. д. Он писал: "Теперь нужна одна наука, которая ведет к цивилизации, а религия, основанная на суеверии, — пустой призрак"[АХУ́НДОВ, Мирза Фаталии (http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-3752.htm) . Кратка литературная энциклопедия. Архивировано (http://www.webcitation.org/6846JsoMW) из первоисточника 31 мая 2012.].

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить