ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Андиевская, Эмма Ивановна
В 1959 году Андиевская вышла замуж за литературного критика, эссеиста и писателя Кошелівець Іван, с которым прожила всю жизнь до смерти мужа. После бракосочетания супруги вернулись в Германию в Мюнхен. Андиевская ежегодно на месяц ездила в США, чтобы в 1962 году получить американское гражданство. Она была знакома с многими известными художниками и писателями — выходцами с Украины. В кругу знакомых Андиевской были скульпторы Черешньовський Михайло и Крук Григорій Якович, художники Дольницька Марія и Яков Гнездовский, а также поэты Орест Михайло, Зуєвський Олег Йосипович и Василий Барка.
Проработав фрилансером на Радио «Свобода» с 1959 по 1963 годы, Эмма оставалась штатным сотрудником радио до 1995 года. За это время она работала диктором, сценаристом, режиссёром и редактором украинского отделения Радио «Свобода».
Во премя работы на радио у Андиевской не было много времени на собственное творчество. Сейчас писательница живёт в Мюнхене, где интенсивно работает над своими произведениями, иногда по восемнадцать часов в сутки.
В 1992 году Эмма Андиевская впервые за долгое время приехала на Украину. После 2000 года Андиевская несколько раз посетила свою малую родину — Донецкую область. Там были организованы выставка её картин в Донецком художественном музее, презентация и встреча с земляками в художественном музее, посещение Украинского культурологического центра в Донецке.
Литературное творчество
Эмма Андиевская росла в русскоязычной среде, но ещё в детском возрасте осознала собственную украинскую идентичность и приняла украинский язык, который впервые услышала в Вышгороде в возрасте шести лет. С тех пор она решила писать только на украинском, который воспринимала как язык угнетённых. Задачей для себя она определила «создать украинское государство в слове». Позже, правда, для того, чтобы показать свою независимость от языков, Андиевская написала несколько стихотворений на английском, немецком и французском языках.
Эмму Андиевскую нередко связывают с украинскими писателями Нью-Йоркской группы. Однако сама она свою принадлежность к этой группе отрицает, так как начала публиковаться раньше, чем другие участники группы.
Писательница отмечает большую роль подсознания в своём творчестве. Восприятие им мира происходит через интуицию и ощущение без подключения интеллекта. При этом мистический и духовный аспекты являются важными её составляющими. Мировоззрение Эммы Андиевской обнаруживает некоторую близость к буддизму и мистике Карлоса Кастанеды.
Темы и мотивы творчества
Название | «Народня поема про яблуко» |
Описание | Народня поема про яблуко: читает автор (на украинском языке). |
Поэтическое и изобразительное направления творчества Эммы Андиевской тематически взаимосвязаны. Некоторые темы и мотивы повторяются в её стихах и картинах. В многих сочинениях автора возникает тема бытия. В поэзии автора часто бывают пропущены глаголы, что вместе с яркой и неожиданной образностью призвано подчеркнуть многогранность бытия. В произведениях писательницы часто представлена философия выбора, согласно которой каждый человек может достичь самореализации, делая свой выбор в жизни. Эта тема широко представлена в эпическом «Романе о человеческом предназначении». Согласно Андиевской, добро является путём граничной самореализации человека, что широко представлено в другом философском «Романе о добром человеке». Другим частым мотивом Андиевской является понятие о «круглом времени», в котором прошлое, настоящее и будущее имеют место одновременно. Кроме философских тем, которые доминируют в поэтическом творчестве автора, в двух последних романах важную роль играет история Украины и украинской диаспоры. Романы имеют жёстко антиимперский характер.
Основные сочинения
Романы
Год | Название | Оригинальное название |
---|---|---|
1971 | Геростраты | Герострати |
1973 | Роман о добром человеке | Роман про добру людину |
1982 | Роман о человеческом предназначении | Роман про людське призначення |
Короткая проза
Год | Название | Оригинальное название |
---|---|---|
1955 | Путешествие | Подорож |
1962 | Тигры | Тигри |
1962 | Джалапита | Джалапіта |
2000 | Сказки | Казки |
2000 | Проблема головы | Проблема голови |
Сборники стихов
Год | Название | Оригинальное название |
---|---|---|
1951 | Поэзия | Поезія |
1958 | Рождения идола | Народження ідола |
1961 | Рыба и размер | Риба і розмір |
1963 | Углы за стеной | Кути опостінь |
1964 | Элементы | Первні |
1967 | Базар | Базар |
1968 | Песни без текста | Пісні без тексту |
1975 | Наука о земле | Наука про землю |
1983 | Кофейня | Каварня |
1985 | Соблазны святого Антония | Спокуси святого Антонія |
1987 | Вигилии | Вігілії |
1989 | Архитектурные ансамбли | Архітектурні ансамблі |
1995 | Знаки. Таро | Знаки. Тарок |
1998 | Междуречье | Межиріччя |
1998 | Сегменты сна | Сеґменти сну |
2000 | Виллы над морем | Вілли над морем |
2000 | Аттракционы с орбитами и без | Атракціони з орбітами й без |
2002 | Волны | Хвилі |
2004 | Ход конем | Хід конем |
2006 | Взгляд с кручи | Погляд з кручі |
2006 | Полусферы и конусы | Півкулі і конуси |
2007 | Розовые казаны | Рожеві казани |
2008 | Фульгуриты | Фульґурити |
2009 | Идилии | Ідилії |
2009 | Миражи | Міражі |
2010 | Мутанты | Мутанти |
2011 | Ломанные коаны | Ламані коани |
Награды
- литературная премия Фонда Емельяна и Татьяны Антонович за «Роман о человеческом предназначении» (1984)
- орден «За интеллектуальное мужество» журнала «Ї» (2002)
- международная литературная премия им. Николая Гоголя «Триумф» (2003)
- премия «Глодоский клад» (2009)
Страницы: 1 2