ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Арисима, Такэо


ИмяТакэо Арисима
Оригинал имени有島 武郎
Дата рождения4.3.1878
Дата смерти9.6.1923
Род деятельностиПисатель
НаправлениеТолстовство

1 — 1 — японский писатель. Видный представитель литературной группы «Сиракаба» («Белая берёза»). Подвергся сильному влиянию идеологии Л. Н. Толстого. Принадлежа к привилегирован­ным слоям общества, испытывал обострённое чувство вины перед теми, кто был лишён преимуществ его положения. Пытался найти решение на путях христианского учения о любви к ближнему, в рамках теорий социализма и анархизма. Основные сочинения: повести «Женщина» (或る女) и «Потомок Каина» (カインの末裔).

Биография

Родители

Арисима Такэси, отец писателя, был самураем из Сацума, участником войны против сёгуната, и после её окончания благодаря покровительству Мацуката Масаёси был назначен заместителем начальника Управления налогов и пошлин Министерства финансов, a с 1882 г. по 1891 г. занимал пост начальника таможни Йокогамского порта. Он приобрёл земли на Хоккай­до, которые в 1909 году подарил Арисима Такэо как своему старшему сыну.

Мать писателя, Яманоути Юки, происходила из семьи высоко­рангового самурая из Намбу (современная префектура Иватэ). Юки воспитывалась в аристократической среде, была знакома с китайской классической литературой, знала чайную церемонию и искусство составления ароматов. Однако в 1868 году клан Намбу выступил на стороне сёгун­ата, проиграл, и семья Яманоути оказалась без средств. Юки одно время была вынуждена зарабатывать на жизнь шитьём. В 1877 году она вышла за­муж за Арисима Такэси.

B 1918 году в журнале «Тюо корон» были опубликованы очерки трёх братьев Арисима: Такэо, Икуиа и Хидэо, — об их родителях. Арисима Такэо в очерке «Мои отец и мать» (Ватакуси-но тити то хаха) подчёркивал, что в нём соединялась кровь южанина-отца и северянки-матери, объясняя этим противоречивость своей натуры.

Ранние годы

В других очерках о своем детстве и родителях — «Моя мать» (Ватакуси-но хаха) и «Моим малышам» (Тиисаки моно-э) — Ари­сима Такэо добавляет, что на противостояние север—юг в дальней­шем наложилась дихотомия Восток–Запад, связанная с его воспита­нием.

Арисима Такэо получил строгое тра­диционное воспитание. Независимо от времени года и погоды его ежедневно будили на рассвете, и он выходил в сад упражняться в фехтовании на мечах. Он занимался также стрельбой из лука и вер­ховой ездой. Возвращаясь из школы, он должен был читать труды Конфуция, изучать конфуцианскую этику и китайскую литературу.

С 4 до 14 лет Арисима жил в Йокогаме, в квартале для иностранцев, и был знаком с реалиями западного образа жизни: в Йокогаме работали ипподром, европейские отели и госпитали, церкви и мясные лавки. По работе отец писателя много контактировал с европейской общиной, и в доме Арисима бывали иностранцы. Отец заставлял детей заниматься англий­ским: Такэо и его сестру Айко посылали на весь день в дом знакомого американца, чтобы они совершенство­вались в разговорном английском.

Такэо был подготовлен к поступле­нию в Йокогамскую английскую школу (Ёкохама эйва гакко), в кото­рой он проучился с 1884 по 1887г. В программу обучения входило чтение Библии, и Арисима Такэо впервые близко познакомился с христианством. Он пережил столкновение двух систем ценностей. Этот период описан Арисима в рассказе «Кисть винограда» («Хитофуса-но будо», 1920).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить