ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Авраамий (Палицын)

Имя | Авраамий |
Имя при рождении | Аверкий Иванович сын Палицын |
Дата рождения | ? |
Место рождения | Протасьево |
Дата смерти | 13 1625, 1626 или 1627 |
Место смерти | Соловецкий монастырь |
Род деятельности | писатель, историк |
Язык произведений | русский |
Авраа́мий (в миру Аве́ркий Ива́нович сын Па́лицын (?, Протасьево — 13 1625/1626/1627, Соловецкий монастырь) — келарь Троице-Сергиева монастыря. Знаменитый писатель и историк, автор повести об осаде Троицкого монастыря поляками.
Биография
Родился в селе Протасьеве близ Ростова. Родом из старинной служилой дворянской семьи. Состоя в царской службе дворянином (например, в 1582 году ему в качестве воеводы было поручено обустроить Кольский острог), он подвергся при царе Фёдоре Ивановиче (в 1588 году) опале, сослан в Соловецкий монастырь, где пострижен в монахи. С 1608 года — келарь Троице-Сергиевой лавры (в Сергиевом Посаде), в дни осады которой поляками был в Москве. В 1610 году — член посольства к польскому королю Сигизмунду III, от которого получил с помощью богатых даров подтверждение прав монастыря. В 1612 году (в числе других руководителей монастыря) активно содействовал победе ополчения под руководством К. Минина и Д. Пожарского.
Выдающийся деятель Земского собора 1613 года, на котором 21 февраля (6 января по новому стилю) того же года был избран первый русский царь из Династии Дома Романовых. Сам Авраамий, о своей роли в избрании Михаила Фёдоровича Романова повествует следующее:
По всей же Росии вси православнии христиане моляхуся Богу о сем, прилежно постящеся три дьни … и сперва убо начашя помышляти …[и затем] написавше о избрании царьском великого государя царя и великого князя Михаила Феодоровича всеа Русии самодержца койждо своего чину писание, таже приходят в Богоявленской монастырь на подворье Святыя Живоначальныя Троица Сергиева монастыря к келарю старцу Авраамию Палицыну многие дворяне и дeти боярские и гости многих розных городов, и атаманы и казаки, и открывают ему совeт свой и благое изволение. Принесошя же и писаниа своя о избрании царьском и молят его, да шед возвестит о сем державствующим тогда бояром и воеводам. Старец же о сем возрадовася и много похвалив благий совeт их и от радости многих слез исполнився; и вскорe шед, возвeщает всему освященному собору, и бояром, и воеводам, и царьскому синьклиту. Они же, слышавше, благодариша Бога о преславном начинании. [приводим с сохранением орфографии и пунктуации по изданию 1909 г. ]
Руководил в 1618 году обороной монастыря от польских войск. Ввиду неприязни патриарха Филарета, возвратившегося в Россию из Польши, Авраамий в 1619 году был вынужден уехать в Соловецкий монастырь, где и умер. Его «Сказание об осаде Троицкого монастыря от поляков и литвы, и о бывших потом в России мятежах, сочинённое оного же Троицкого монастыря келарем Авраамием Палицыным» было издано в первый раз в Москве в 1784 году и является одним из важнейших исторических и литературных источников о Смутном времени, а также примечательным памятником русской историографии.
Сочинение Авраамия «История в память предыдущим родом» (известное под названием «Сказание»), описывавшее события 1584—1618 годов, насыщено фактическим материалом; создано около 1620 года. В него вошли ранее написанные сочинения Авраамием, а также 6 глав, созданные, возможно, архимандритом Троице-Сергиевой лавры Дионисием около 1610 — 1613 годов и отредактированные Авраамием. Сведения, которые приводит Авраамий в своём произведении, позволяют увидеть социальные причины событий, происходивших в начале XVII века; его сочинение пронизано теорией божественного происхождения самодержавия и возвеличивания рода Романовых, идеей незыблемости феодального строя. Важной темой сочинения была идея патриотической борьбы против иностранных интервентов. В «Сказании» Авраамий выступает как писатель, мастерски владеющий образной литературной речью. В XVII — XIX веках оно пользовалось популярностью. Текст Авраамия не чужд художественных задач. В нём есть образцы ритмизованной рифмованной прозы, близко подходящие к акцентному стиху и предвосхищающие поэтику барокко.
Другие популярные авторы
Комментарии
