ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Бажан, Микола Платонович


ИмяМикола Бажан
Оригинал имениБажан Микола Платонович
Имя при рожденииБажан Николай Платонович
Дата рождения9.10.1904 (26.9)
Место рожденияв Каменце-Подольском,
в Подольской губернии,
Российская империя
Дата смерти23.11.1983
Место смертиКиев, УССР, СССР
Род деятельностиСССР, СССР, Украины
Годы активности1924—1978
Направлениефутуризм, социалистический реализм
Жанрстихотворение, поэма
Язык произведенийукраинский
Дебют«17-й патруль» (1926)
Премии1946 1949 1982 1965

Микола (Николай) Платонович Бажан (Микола Платонович Бажан; сентября, Каменец-Подольский, — 23 ноября 1983, Киев) — украинский советский поэт, переводчик, публицист и общественный деятель. Академик АН УССР (1951). Герой Социалистического Труда (1974). Лауреат Ленинской (1982) и двух Сталинских премий второй степени (1946, 1949). Член ВКП(б) с 1940 года.

Биография

Путь в литературу

Микола Бажан родился в Каменце-Подольском (ныне в Хмельницкой области Украины) в семье военного топографа. В 1910 году отца перевели в Умань, где прошли детские годы будущего поэта. Здесь Бажан учился в кооперативном техникуме и параллельно в 1920—1921 годах занимался изучением авангардного сценического искусства в студии «Кийдрамте» под руководством Леся Курбаса. Пишет стихи, составившие рукописный сборник стихов «Контрасты настроения» (1920—1921).

В 1921 году переезжает в Киев, где учится в Кооперативном институте (1921—1923), а затем в Киевском институте внешних связей (1923—1925). В 1923 году по приглашению молодого писателя Михайля Семенко присоединяется к группировке панфутуристов, идет работать в редакцию газеты «Большевик». В этой газете в 1923 году опубликовано первое стихотворение Бажана «Руро-марш» и другие произведения в футуристическом духе.

Бажан принадлежал к изначальным сторонникам революции не столько из-за политических взглядов, сколько из-за своего авангардизма в искусстве. Ему казалось, что грандиозный социальный катаклизм даст новую жизнь Украине, освободит её творческие силы. В отличие от многих поэтов старшего поколения, Бажан сразу принял большевистский режим.

Период революционного романтизма

В 1925 году Бажан присоединяется к группировке Хвылевого. Вскоре выходит первый сборник стихов «17-й патруль» (1926), который органично вписывался в господствовавший тогда в большевистской поэзии пафос романтизации пролетариата и чекистов.

Начиная со сборника «Резная тень» (1927) Бажан все больше определяется как поэт барочной эстетики, неутомимого и многоярусного разворачивания темы, изобретательного и роскошного переплетения мотивов, органичного соединения брутального и патетического. Шедевром этого стиля является цикл «Здания» (1929), в котором Бажан проявляет себя как поэтический интерпретатор энергии человеческих дел, различных форм этих дел, в том числе эксцентричных.

В «Смерти Гамлета» (1932) он откровенно противопоставляет общечеловеческие символы гуманистической культуры как лживые ленинской безоглядности как истине (нравственно всё, что служит революции, и только это). В этом произведении поэт провозглашает анафему «абстрактному гуманизму», которая стала надоедливым лейтмотивом всей последующей партийной идеологии. Ещё сильнее эта тема звучит в «Трилогии страсти» (1933), поэт с ненавистью истребляет в себе всё, что мешает ему стать тем, чего требует время — бойцом централизованной классовой морали. Победа над гуманизмом в себе давалась нелегко. Тяжёлые сомнения, болезненные размышления души, загнанной в подземелье сознания, звучат в поэмах «Слепцы» (1931) и «Гетто в Умани» (1930).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить