ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Бергер, Анатолий Соломонович


Анатолий Бергер — член Союза писателей Санкт-Петербурга (1992), Союза писателей России, Литфонда России и Международного литфонда.

Творчество

Начав писать стихи в 13 лет, Бергер прошёл путь от аванградных экспериментов в поэзии, сюрреалистических опытов в прозе и абсурдистских откликов в драматургии к обретению своего языка, к точности и строгости выражения, к приобщению к ценностям русской классической литературы. Боратынский, Тютчев, Фет, Ходасевич, поздний Пастернак — вот вехи на этом пути. Направление Анатолия Бергера можно характеризовать как философскую лирику, с обращением к истории, природе, родному городу, любви. В прозе Анатолия Бергера основаное место принадлежит воспоминаниям.

Кроме упомянутых публикаций в альманахах «Молодой Ленинград» и «День поэзии» и в парижском журнале «Эхо», стихи Бергера печатались в московской газете «Гуманитарный фонд» (1991), в «Русском курьере» (Нью-Йорк/Москва/Париж, 1991), в толстых литературных журналах «Нева», «Звезда», «Знамя», в антологии Евтушенко «Строфы века» (Минск/Москва, Полифакт, 1995), альманахе «Мансарда» (№ 2-3, 2000), альманахе «Петрополь» (Л., 1990, т.2), в нью-йоркской газете «Новое русское слово» (1990, 1993), в калифорнийском еженедельнике «Встреча» (№ 1(67), 1999) и других изданиях.

В 2010 году, в рамках международного литературного фестиваля в Берлине, Бергер выступал с сообщением на конференции «Расследование или молчание. Структуры государственной безопасности, деятели искусств и критический разбор коммунистических диктатур».

«Анатолий Бергер мог бы стать дебютантом 60-х. Но его звезда взошла на два десятилетия позже. Что ж, за это время она не померкла. Её горькая и чистая соль светит так же ярко и яростно, так же тихо и проникновенно, преображая боль в свет».

Анатолий Бергер — из немногочисленного поколения тех, кто в конце

1960-х предпочёл благополучному продвижению по ступеням служебной (или литературной) карьеры участь изгоя, узника совести, избравшего жребий «жить не по лжи». В «вегетарианские времена», в канун 100-летия Ленина он сумел «заработать» 4 года Мордовских лагерей и 2 — ссылки в сибирском посёлке Курагино (статья 70—я УК). Выжил, вернулся, не уехал, не ушёл в политику, остался верен главному для него в жизни — русской классической поэзии. Не нажил капитала, как некоторые из «политических», на своей лагерной биографии. Продолжал писать, как писал и до заключения — ровно, медленно, приглушенными красками. Пейзажные (и городские) зарисовки, раздумья о вечных нравственных началах, нечастые обращения к истории и судьбе — вот, пожалуй, и всё… Строгие точные рифмы, размеренная повествовательная интонация.

Стихи Анатолия Бергера я воспринимаю как чистый, негромкий отклик на прозвучавшие в прошлом веке голоса самых «вершинных» русских поэтов — Баратынского, Тютчева, раннего Ивана Бунина и продолжателей их традиций из «серебряного века» — прежде всего Ходасевича.

Книги

  • Анатолий Бергер. «Подсудимые песни», М., Прометей, 1990.
  • Анатолий Бергер. «Смерть живьём». Воспоминания: тюрьма, лагерь, ссылка, Ленинград, Мордовия, Сибирь. М., ВГФ им. А. С. Пушкина, 1991.
  • Анатолий Бергер. «Стрельна». Стихи, СПБ, 1993
  • Анатолий Бергер. «Древние сновидения», СПб, 1998.
  • Анатолий Бергер. «Стихи и проза», СПб., 2001.
  • Анатолий Бергер. «Монологи». СПб., 2004.
  • «Современники о Ходасевиче». Составление, предисловие и комментарий Анатолия Бергера, СПб., Алетейя, 2004
  • Анатолий Бергер. «А где-то там шумит страна», СПб., 2006.
  • Анатолий Бергер. «Недосказанное», СПб., издательство Балтийские сезоны, 2008
  • Анатолий Бергер, Елена Фролова. «Состав преступления», СПб., Juolukka, 2011.
  • Анатолий Бергер. «Времен крутая соль», СПб., Juolukka, 2012.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить