ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Берёзко, Георгий Сергеевич
Имя | Георгий Берёзко |
Имя при рождении | Георгий Сергеевич Берёзко |
Дата рождения | 7.9.1905 |
Место рождения | в Вильнюсе |
Дата смерти | 2.11.1982 |
Место смерти | в Москве |
Род деятельности | прозаик, России |
Направление | социалистический реализм |
Премии | Золотая медаль имени А. А. Фадеева (1974) |
Родился в семье учителя. С 1925 публиковал стихи в периодике. В 1927 окончил литературное отделение этнологического факультета Московского университета. Работал преподавателем в школе, старшим техническим редактором, художником-полиграфистом в издательстве «Новая деревня», редактором, затем кинорежиссёром на студии «Мосфильм». Во время Великой Отечественной войны вступил в народное ополчение, сотрудник дивизионной газеты, режиссёр центрального ансамбля ВМФ, а затем фронтового театра.
С 1942 начал писать прозу. С 1954 — преподаватель Литинститута.
Темы прозы Берёзко — война и армия. Его книги написаны в соответствии с принципами соцреализма, официальная советская критика их высоко оценивала, их переводили в ГДР.
Сочинения
- Красная ракета, 1943
- Ночь полководца, 1946
- Мирный город. В 2-х тт., 1952—1954. В романе рассказывается о повороте в ходе войны в 1942 под Тулой.
- Избранные повести и рассказы, 1957.
- Сильнее атома, 1959. В романе, призванном показать Советскую армию в мирное время и самим своим названием проиллюстрировать силу её идеологической позиции, описано обучение подразделения парашютистов. Концовки глав романа, выполняющие функцию комментария, написаны ритмической прозой.
- Дом учителя, 1973
- Присутствие необычайного (журнал «Москва», 1980, № 1-2). Роман считают опытом «поучительного детектива».
Режиссёр
- 1936 «Мы из Кронштадта», сорежиссёр
- 1938 «Если завтра война» совм. с Е. Дзиганом, Л. Анци-Половским, Н. Кармазинским
- 1941 «Первая конная»
Сценарист
Мультфильмы
- 1938 «Лгунишка» совм. с И. Ивановым-Вано
- 1938 «Три мушкетера» совм. с И. Ивановым-Вано
- 1946 «Орлиное перо»
- 1948 «Серая Шейка»
- 1950 «Крепыш»
- 1956 «Гадкий утёнок»
Фильмы
- 1960 Прыжок на заре
- 1964 Негасимое пламя
Критические оценки
Немецкий славист и литературный критик Вольфганг Казак полагал, что «с точки зрения литературного мастерства произведения Берёзко малозначительны». Он упрекал писателя в том, что его произведения изобилуют длиннотами и схематическими персонажами («Мирный город»), а некоторые художественные приёмы («Сильнее атома») производят негативное впечатление.