ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Берни, Франческо


ИмяФранческо Берни
Оригинал имениFrancesco Berni
Дата рождениямежду 1497 и 1498
Место рожденияЛампореккьо, Тоскана
Дата смерти26.5.1535
Место смертиво Флоренции
Род деятельностиписатель, XVI века, Италии
Годы активности1516—1535
НаправлениеПетраркизм
Жанрсонет, эпиграмма, послание, диалог, комедия
Язык произведенийитальянский

Франче́ско Бе́рни (Francesco Berni; 1497/1498 — 26 мая 1535), итальянский поэт XVI века.

Биография

Берни был сыном нотариуса, родился в Лампореккьо, близ Пистойи, провёл юность во Флоренции. В 1517 переехал в Рим и начал придворную карьеру в Ватикане, вначале на службе у своего дальнего родственника кардинала Биббиены, а затем его племянника Анджело Довици. После того, как в нескольких своих сочинениях Берни осмеял вновь избранного папу Адриана VI (1522) (а также, возможно, из-за гомосексуальных склонностей), поэту пришлось покинуть Рим. Вернулся в Вечный город при Клименте VII (1523) и был принят на службу к кардиналу Джован Маттео Джиберти. После разграбления Рима жил преимущественно в Венето; в 1530 присутствовал при короновании Карла V в Болонье. С 1532 находился на службе у Ипполито Медичи. Отравлен за отказ принять участие в заговоре против своего патрона, организованном его кузеном Алессандро.

Творчество

Первое сочинение Берни — написанная на диалекте стихотворная комедия «Катрина» (La Catrina, ок. 1516, опубл. в 1567) создана под влиянием Луиджи Пульчи и Лоренцо Медичи.

Около 1530 года Берни переработал поэму Маттео Боярдо «Влюблённый Орландо» (Orlando innamorato rifatto…, опубл. в 1541) и ввёл туда, в числе прочего, несколько октав автобиографического содержания (одна из них посвящена разграблению Рима в 1527 году). Автор сатирических сонетов с критикой папского двора и пародийного содержания (гротескная трансформация поэтического универсума петраркистов). «Письма» Берни опубликованы в 1885 г.

«Против поэтов»

В диалоге «Против поэтов» (Dialogo contro i poeti, опубл. анонимно в 1526) Берни критикует характерное для гуманистов (но имеющее средневековое происхождение) представление о поэте как одержимом «поэтическим безумием» мудреце. Автор диалога осуждает также сторонников теории подражания лучшим авторам (здесь мишенью его критики становятся прежде всего поэты-петраркисты: Пьетро Бембо, Якопо Саннадзаро, Francesco Maria Molza). В диалоге звучит также призыв к обновлению Церкви и христианской морали, созвучный выкладкам Эразма Роттердамского.

Бурлескная поэзия

Берни известен прежде всего как автор сочинений бурлескного характера. С 1537 года печатались написанные им в терцинах, различные по объему стихотворения сатирического и временами непристойного содержания — капи́толи (capitoli); всего их известно 32. Берни развивает здесь традицию итальянской комической поэзии позднего Средневековья (в частности, Доменико Буркьелло и Франческо Пуччи). Встречаются капитоли парадоксального характера: «Капитоли о чуме» (1532). В «Похвале Аристотелю» содержится шутовская апология великого мыслителя (с использованием сниженной бытовой лексики); «Капитоло кардиналу Ипполито Медичи» соединяет насмешку над своим покровителем с самоиронией. Многие капитоли обладают признаками других жанров: послания, новеллы, иронической хвалы; в некоторых случаях они перекликаются с посланиями Горация. Нередко встречаются иронические похвалы низким предметам: «Капитоло об угре», «Капитоло о пескарях», «Капитоло о персиках», «Капитоло об утке для мочи».

Влияние Берни

Творчество Берни оказало значительное воздействие на поэзию XVI—XVIII веков. Ему подражали Антон Франческо Граццини, Джованни Дела Каза, Чезаре Капорали, Джамбаттиста Марино, Дж. Баретти, Джузеппе Парини. Поэтический стиль, связанный с высокопарным повествованием о низком предмете, получил название бернеско.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить