ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Бертран, Адриан


ИмяАдриан Бертран
Оригинал имениAdrien Bertrand
Дата рождения4.08.1888
Место рожденияв департаменте Дром
Дата смерти18.11.1917
Место смертиГрас, Франция
Род деятельностиФранции XX века, XX века, XX века
Годы активности1908—1917
Направлениесюрреализм, неоклассицизм
Жанррассказ, роман, стихотворение
Язык произведенийфранцузский
ПремииГонкуровская премия (1914)

Адриан Бертран (Adrien Bertrand, 4 августа 1888, Ньон, Франция — 18 ноября 1917, Грасс, Франция) — французский писатель и журналист, лауреат Гонкуровской премии (1914) за роман «Зов земли» (присуждена в 1916).

Жизнеописание

Адриен Бертран происходил со стороны матери из древнего ньонского рода Винь (Vigne). Имел младшего брата — Жоржа Этьена. Провел детские и подростковые годы в Ньоне. Окончив школу, поселился в Париже, где посещал литературные кружки, в том числе и кружок поэта Катулла Мендеса. Получил высшее образование. На жизнь зарабатывал, работая журналистом в нескольких журналах (в частности, Paris-Midi и L’Homme libre). Публиковал свои стихи, которые можно считать сюрреалистическими и неоклассицистическими.

В феврале 1908 года Адриан Бертран вместе с Альфредом Машаром основал литературный журнал «Химеры» (Les Chiméres), в котором дебютировал, кроме прочих молодых поэтов, Венсан Мюзелли.

Адриан Бертран был женат. В 1927 году его жена Сюзанна Адриан-Бертран опубликовала книгу «Пережитое, или Современная женщина перед мужчинами и перед любовью» (Expériences, ou Une femme d’aujourd’hui devant les hommes et devant l’amour), в которой есть реминисценции из её супружеской жизни.

Адриан Бертран имел пацифистские взгляды, но когда началась Первая мировая война, сразу же вступил во французскую армию. Служил в кавалерии, три месяца принимал участие в боях на французско-германском фронте (Пограничное сражение) и несколько раз отличился. 1 ноября 1914 года в лесу у Паруа лейтенанта Бертрана ранили. Осколок снаряда попал в грудную клетку и повредил легкие. От этой раны писатель умер 18 ноября 1917 года в Грасе. Перед смертью он завещал Гонкуровской академии денежное наследие и основал так называемую Гонкуровскую поэтическую биржу. Оставленными средствами премируют поэтов за их общее наследие. К числу награжденных принадлежат Клод Руа (1985), Ив Бонфуа (1986), Андре Шедид (2002) и Филипп Жакоте (2003). В последние дни жизни Адриан Бертран раздал друзьям свои книги с автографами.

Творчество

Адриан Бертран, по определению Андре Билли, был прозаиком, но прежде всего поэтом. Своими двумя произведениями — «Зов земли» и «Гроза над садом Кандида» — он основал жанр идеологического романа.

В 1916 году Бертран получил Гонкуровскую премию 1914 года за первый из этих романов, в котором описаны фронтовые будни и солдаты, которые, потерпев ужасы, задумываются над мотивами их желания воевать, над своими идеалами и постепенно приходят к выводу о разрушительной роли слепого патриотизма.

Философский роман «Гроза над садом Кандида» закончен за несколько недель перед смертью автора и обозначен его чувством обреченности, сюрреалистичностью и интроспективностью. Это произведение состоит из четырех частей.

В первой части — «О дожде, который неожиданно застал Кандида в его саду, и о его встрече со многими персонажами» — Кандид встретился с аббатом Жеромом Куаньяром, Ахиллом, Дон Кихотом, Фаустом, мистером Пиквиком и младшим лейтенантом Вессеттом — главным героем первого романа Бертрана «Зов земли». В их разговоре речь идет о предыдущей работе Бертрана и об идеале будущего в мире, разоренном войной.

Вторая часть — «Иллюзия префекта Муция» — имеет в основе труды Тацита. Действие развивается в римские времена. Главный герой Муций, римский христианин, берется проповедовать Евангелие германцам, а в результате все заканчивается боем, который тональностью очень напоминает Первую битву на Марне, в котором ранили Бертрана.

Третья часть — «Военные записки солдата Республиканской армии» — воспоминания Огюста Руссе, участника революционных войн, которые вела Франция. В рассказе отмечена тема цикличности в истории.

Четвертая часть названа «Животные во время бури» (Les Animaux sous la tourmente). Автор перелицевал несколько басен Жана Лафонтена, имея целью, в частности, поднять вопрос о тщеславии и высокомерии тех, кто принадлежал к французской литературной элите. Особенно же Ромена Роллана, который считал, что искусство и литература должны стоять над войной, а не приспосабливаться к ней.

Адриан Бертран также писал стихи, рассказы и одноактную стихотворную пьесу «Первая Вероника», которую Французская академия наградила премией «Туарак». Пьесу поставили на сцене театра «Комеди франсэз» еще при жизни писателя. Отдельные его произведения опубликованы посмертно.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить