ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Бестон, Генри


«Природа - это часть человеческого бытия, а не осознав этой божественной тайны, человек перестает быть человеком...»

Признание

В 1940-х степень почетного доктора Бестону присвоили Боудин-колледж, Дартмутский колледж и Университет Мэна. Он был избран почетным членом общества Phi Beta Kappa (Phi Beta Kappa) Гарвардского университета и почетным редактором орнитологического журнала «Audubon Magazine».

В 1959 году Американская академия искусств и наук наградила Бестона медалью имени Эмерсона-Торо – он стал её третьим лауреатом после Р. Фроста и Т. С. Элиота.

В 1964 году Fo'castle был объявлен национальной литературной достопримечательностью. На состоявшейся по этому поводу церемонии, обращаясь к писателю, губернатор штата Массачусетс Эндикотт Пибоди отметил, что его знаменитая книга: «стала одной из причин открытия и существования Национального парка «Побережье мыса Кейп-Код» («Cape Cod National Seashore»).

Бестон умер 15 апреля 1968 года в Ноблборо, штат Мэн. На мемориальной доске его дома-музея начертаны слова: «Он искал истину и обрел её в человеческом сердце».

Главная книга Бестона переиздавалась десятки раз. В 2007 году появилась её аудиоверсия.

Бестон и Торо

В США Бестона сопоставляли с его тёзкой Генри Дэвидом Торо (1817—1862) . Они оба родились и жили в Новой Англии. Оба окончили Гарвардский университет. У обоих был дар поэтического чувствования природы. Оба они, хотя и по разным причинам, прожили около двух лет в одиночестве, вдали от людей: Торо – на берегу Уолденского озера, Бестон – на береговой линии океана. Оба описали свои наблюдения и мысли в книгах, которые сделали авторов знаменитыми и были признаны классическими произведениями американской словесности.

Торо, избегая «обесчеловечивания» и пороков современного ему общества, предпринял свой опыт «правильной жизни» только собственным трудом и без излишеств :

«Большая часть роскоши и многое из так называемого комфорта не только не нужны, но положительно мешают прогрессу человечества… Я ушел в лес потому, что хотел жить разумно, имея дело с важнейшими фактами жизни и попробовать… жить со спартанской простотой, изгнав из жизни всё, что не является настоящей жизнью...»

Бестон же, потрясенный переживаниями, вызванными участием в боевых действиях Первой мировой войны, искал для себя место уединения и душевного покоя:

«Когда я начинал строиться, мне и в голову не приходила мысль использовать этот приют как постоянное жилье. Мне хотелось обзавестись гнездом, достаточно уютным и зимой, куда бы я смог приезжать в свободное время… людям недостает языков пламени перед протянутыми ладонями, родниковой воды, чистого воздуха, девственной земли под ногами...»

Торо верил в благотворное воздействие природы на человека, предполагая при этом её неисчерпаемость:

«Дикая природа нужна нам, как источник бодрости; нам необходимо иногда пройти вброд по болоту, где притаилась выпь и луговая курочка, послушать гудение бекасов, вдохнуть шуршащей осоки… Природой невозможно насытиться. Нам необходимо бодрящее зрелище её неисчерпаемой силы...»

Бестон оставил проникновенно-художественное описание окружавшей его стихии, наполненное, одновременно, ощущением необходимости изменения отношения человека к живой природе:

начало цитаты

«Величественные ритмы природы… приливы и отливы, набеги волн, сборища птиц, передвижения морских обитателей, зима и штормы, великолепие осени и святость весны — все это составляло неотъемлемую часть жизни пляжа. Чем дольше я оставался там, тем становился увлеченнее, тем полнее мне хотелось познать это побережье, приобщиться к тайнам его стихий...

Человек потерял контакт с природой планеты, построил свою жизнь на хитроумии и изобретательности и потому рассматривает животных сквозь лупу человеческих знаний...

Нам необходимо иное, более мудрое и возможно, более мистическое представление о животных...»

Не отрицая своей внутренней связи с Торо, Бестон отмечал направленность деятельности и творчества Торо на переустройство социальных аспектов жизни, а себя относил, в большей степени, к натуралистам.

Бестон по праву считается одним из отцов современного природозащитного движения.

Библиография

  • A Volunteer Poilu (1916)

  • Full Speed Ahead (1919)

  • The Firelight Fairy Book (1919)

  • The Starlight Wonder Book (1921)

  • Book of Gallant Vagabonds (1925)

  • The Sons of Kai (1926)

  • The Living Age (1921)

  • The Outermost House (1928)

  • Herbs and the Earth (1935)

  • American Memory (1937)

  • Five Bears and Miranda (1939)

  • The Tree that Ran away (1941)

  • Chimney Farm Bedtime Stories (1941)

  • The St. Lawrence (1942)

  • Northern Farm: A Chronicle of Maine (1949)

  • White Pine and Blue Water (1950)

  • Henry Beston's Fairy Tales (1952)

  • Especially Maine: The Natural World of Henry Beston (1972)

Семья

Жена - Elizabeth Jane Coatsworth (1893 – 1986), известная американская детская писательница .

Дочери – Margaret (1930) и Catherine (1932).

Известность в России

Бестон стал популярен в России после издания двух его книг на русском языке (в переводе В. Кондракова):

  • Домик на краю земли (1982)

  • Река Св. Лаврентия (1985)

Высказанный в книге «Домик на краю земли» ещё в первой трети XX века и сохранивший свою актуальность призыв к сбережению живой природы -

«Находясь вдали от первозданной природы, живя сложной неестественной жизнью, человек к другим живым существам подходит с позиций своих ограниченных знаний. Мы снисходительно взираем на них, демонстрируя свою жалость к этим «недоразвитым» существам, которым предназначено стоять намного ниже той ступени, на которой стоит человек. Но такое отношение - плод глубочайшего заблуждения. К животным нельзя подходить с человеческими мерками. Обитая в более древнем и совершенном мире, чем наш, эти существа обладают столь развитыми чувствами, которые мы давно утратили или не обладали ими никогда, голоса, которые слышны им, нашему уху недоступны. Они - не братья наши меньшие и не бедные родственники: они – иные нации; это просто совсем другой мир, существование которого совпало по времени с нашим, они такие же пленники этой прекрасной и жестокой жизни»

- цитируется с некоторыми вариациями в многочисленных российских публикациях, форумах и цитатниках, посвященных проблемам экологии, сострадания к животным, психотерапевтического воздействия природы на человека, вегетарианства и других.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить