ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Билибин, Виктор Викторович


В 1884 году, после закрытия журнала «Отечественные записки», последовательно отстаивавшего демократические принципы журналистики, общий тон публикаций в «Осколках» изменился: сатирические зарисовки практически не появлялись, предпочтение отдавалось бытовым сюжетам. Отразились эти изменения и на творчестве Билибина. Его еженедельные юмористические обзоры «Осколки современной жизни» в «Осколках» (1884—1908), многочисленные юморески и очерки, публиковавшиеся под псевдонимами Диоген и Виктор Ювенис, появлявшиеся в газетах «Одесский листок» (с 1886 Билибин печатался в «Одесском листке» как автор фельетонов «Петербургская пестрота») и «Новости», отличались, по мнению современников, от его ранних произведений идейной легковесностью, эмпиризмом, ориентацией на вкусы обывателя. В феврале 1887 года Чехов писал по поводу фельетонного цикла Билибина «Субботние бани провинциала» (в 1886—1887 он вёл в «Петербургской газете» еженедельные обозрения «Субботние бани провинциала» и воскресный фельетон «Вселенские глупости»):

Билибин начинает исписываться. Его скучно читать… Не хочет понять человек, что игриво и легко можно писать не только о барышнях, блинах и фортепьянах, но даже о слезах и нуждах.

В конце 1880 годов Билибин обратился к драматургии, его пьесы непосредственно связаны с ранее написанными миниатюрами и бытовыми сценками, представляли собой как бы их развёрнутый вариант. В 1890-х годах его пьесы ставились в Александринском театре и на частных сценах, хотя и без особенного успеха. Сюжеты «весёлых пьес» Билибина, как правило, сводились к семейным ссорам из-за модных шляпок («Молчание»), любовных писем («Иван Иванович виноват»), подброшенных детей («Цитварный ребёнок») и т. п., а банальности любовного треугольника дополнялись интригами злого начальника или тёщи (Менелай Петрович Менелаев в «Суде над прекрасной Еленой», Анемподист Сергеевич Отвислое в «Цитварном ребёнке», Евлампия Петровна Пилкина в «Молчании» и др.). А. В. Амфитеатров писал по поводу его работ:

Человек создан был для тонкой интеллигентной иронии, а работал на грубый, нутряной смех. … Б. разменял свой тонкий юмор — и потерял талант фельетониста"

Основная часть пьес была создана Билибиным после 1890 года, когда им окончательно был сделан выбор между карьерой литератора и чиновника в пользу второй. В письме Чехову от 1891 года он писал:

И я сжёг если не всё, то многое из того, чему поклонялся. Чиновник во мне заедает писателя.

Пытаясь обосновать свою позицию, он отмечал:

Я — ремесленник, и в этом нет ничего стыдного… Ремесленники работают добросовестно, но не ждите от них идей вдохновлённых. Я смотрю на литературу, как на литературное ремесло, как на хлеб…

После выхода из Литературного общества в 1890 году, Билибин помещал короткие обзоры в «Осколках», издал сборник «Юмористические узоры» (1898), пытался пародировать декадентскую прозу («Отрывки современной беллетристики», 1898) и драматургию («Театр марионеток», между 1902 и 1908 годами), но они уже не привлекали внимания читателей.

Обращался к жанру фантастики. В 1906 году написал фантастическую сатирическую пьеса «Женщины на Марсе. Фантастический фарс в 3-х действиях», в которой земляне обнаруживают на Марсе «домострой наоборот»: обществом управляют женщины, за ними же закреплено право на образование.

Список произведений

  • Любовь и смех. СПб., 1882
  • Камера обскура. СПб, 1889
  • Добродетельный чорт. М., 1890
  • Похищение Сильфиды М.,1890;
  • Круговорот. М., 1891;
  • Юмористические узоры. СПб., 1898
  • Говорящий немой. СПб., 1898
  • Невидимая сила. СПб., 1898
  • Порох. СПб, 1901
  • Изумительные превращения. СПб., 1901
  • Пьесы в одном действии. 12 одноактных шуток. СПб., 1902
  • Дамская болтовня. СПб., 1902
  • Сборник веселых пьес. СПб., 1910. — Т.1-2
  • Из молодых, но ранний. Сновидения. Из записок иностранца о России. Др. рассказы и очерки // Писатели Чеховской поры. Избранные произведения писателей 80 — 90-х гг. / Вступ. ст., сост. и коммент. С. В. Букчина. М., 1982. — Т.1. — С.59-75
  • По горячим следам. Под Новый год. Веселые картинки. Я и околоточный надзиратель. Записки сумасшедшего писателя и др. фельетоны и очерки // Спутники Чехова / Собр. текстов, ст. и коммент. В. Б. Катаева. М., 1982. — С.97 — 111.

Библиография

  • Билибин В. В.: Биобиблиографическая справка
  • Амфитеатров А. Тризны. — Б.г. — С.148-152/
  • Билибин Виктор Викторович. Некролог // Исторический вестник. — 1908. — № 7. — С.377-378.
  • Мышковская Л. М. Чехов и юмористические журналы 80-х годов. — М.,1929.
  • Шаталов С. Е. Два таланта (Антоша Чехонте и Виктор Билибин) // Чехов и его время. — М.: Наука, 1977. — С. 20 — 38.
  • Катаев В. Б. Виктор Викторович Билибин // Спутники Чехова. — М., 1982. — С. 453—455; Он же. Чехов и его литературное окружение (80-е годы XIX в.) // Спутники Чехова. — М., 1982. — С. 17-24.
  • Орлов Э. Д. Отражение литературного быта 1880-1890-х гг. в письмах В. В. Билибина к А. П. Чехову// Вестник Московского университета. Сер. 9 (Филология). — М., 2008. — № 2. — С.86-94.
  • Билибин Виктор Викторович на сайте «Весь Чехов»

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить