ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Бодлер, Шарль


В 1857 году вышел самый известный его поэтический сборник «Цветы зла» («Fleurs du mal»), шокировавший публику настолько, что цензоры оштрафовали Бодлера и вынудили убрать из сборника шесть наиболее «непристойных» стихотворений. Тогда Бодлер обратился к критике и быстро добился в ней успеха и признания. Одновременно с первым изданием «Цветов зла» вышла и ещё одна поэтическая книга Бодлера «Поэмы в прозе», не оставившая после себя столь значительного следа, как осужденная книга поэта. В 1860 году Бодлер опубликовал сборник «Парижский сплин», состоявший из стихотворений в прозе. В 1861 вышло второе издание «Цветов зла», переработанное и расширенное автором.

«Бодлер, — отмечал Бертольт Брехт, — поэт французской мелкой буржуазии той эпохи, когда уже стало ясно, что постыдные услуги, которые она оказала крупной буржуазии, когда мелкие буржуа выступили в роли охранников и палачей при кровавом подавлении рабочего класса, — эти услуги вознаграждены не будут. <…> Бедность — у него бедность старьевщика; отчаяние — отчаяние паразита; издевка — издевка попрошайки <…> Он живет не только за счет аморальности, но и за счет морали. Он торгует шоками».

Психоделические опыты

Бодлеру принадлежит одно из наиболее внятных описаний воздействия гашиша на человеческий организм, которое на долгие годы стало эталоном для всех, кто писал о психотропных продуктах из конопли.

С 1844 по 1848 Бодлер посещал «Клуб гашишистов», основанный Жаком-Жозефом Моро, и употреблял давамеск (алжирскую разновидность гашиша). По свидетельству Теофиля Готье, активно участвовавшего в жизни клуба, Бодлер «принял гашиш единожды или дважды в ходе экспериментов, но никогда не употреблял его постоянно. Это счастье, покупаемое в аптеке и уносимое в жилетном кармане, ему было отвратительно». Впоследствии Бодлер пристрастился к опиуму, но к началу 1850-х гг. преодолел пристрастие и написал три больших статьи о своем психоделическом опыте, которые составили сборник «Искусственный рай» (1860).

Две статьи из трех — «Вино и гашиш» (1851) и «Поэма о гашише» (1858) — посвящены каннабиноидам. Бодлер считал их воздействие интересным, но неприемлемым для творческой личности. По мнению Бодлера, «вино делает человека счастливым и общительным, гашиш изолирует его. Вино превозносит волю, гашиш уничтожает её». Несмотря на это, в своих статьях он выступает как объективный наблюдатель, не преувеличивая психотропные эффекты гашиша и не впадая в излишнее морализаторство; поэтому и неутешительные выводы, которые он делает из своего опыта, воспринимаются с определенной долей доверия.

Болезнь

В 1865 году Бодлер уехал в Бельгию, где провёл два с половиной года, несмотря на отвращение к скучной бельгийской жизни и на стремительно ухудшающееся здоровье. Будучи в церкви Сен-Лу в Намюре, Бодлер потерял сознание и упал прямо на каменные ступени.

В 1866 году Шарль-Пьер Бодлер тяжело заболевает. Свой недуг он описывал так: наступает удушье, путаются мысли, возникает ощущение падения, кружится голова, появляются сильные головные боли, проступает холодный пот, наступает непреодолимая апатия.

По понятным причинам он умолчал о сифилисе. Тем временем болезнь с каждым днем ухудшала его состояние. 3 апреля в тяжёлом состоянии он был привезён в брюссельскую больницу, однако после приезда матери его перевели в гостиницу. В это время Шарль-Пьер Бодлер выглядит ужасающе — перекошенный рот, остановившийся взгляд, практически полная потеря возможности произносить слова. Болезнь прогрессировала, и уже через несколько недель Бодлер не мог формулировать мысли, часто погружался в прострацию, перестал покидать постель. Несмотря на то, что тело ещё продолжало сопротивляться, разум поэта угасал.

Его привезли в Париж и поместили в клинику, в которой он и скончался.

Отдельные факты

  • В Париже Шарль Бодлер проживал более чем по 40 адресам.
  • Поэт был свидетелем начала грандиозной перестройки Парижа бароном Османом: «Le vieux Paris n’est plus…» («Цветы зла», 1857)
  • Почти 17 лет жизни Бодлер посвятил переводу на французский язык произведений Эдгара По, которого считал своим духовным братом.

Бодлер и музыка

На стихи Бодлера писали музыку К. Дебюсси, Э. Шабрие, Г. Форе, Венсан д’Энди, Гюстав Шарпантье, Эрнест Шоссон, Анри Дюпарк, Альфредо Казелла, Фрейташ Бранку, А. фон Цемлинский, А. Берг, К. Штокхаузен, Н. Рорем, В. Плохарский (альбом «Cyfry»), А. Соге, Арне Меллнесс, Кайхосров Сорабджи, Оливье Грейф, С. Танеев, А. Гречанинов, А. Крупнов, Юрий Алексеев, Д. Тухманов, Диаманда Галас, Лоран Бутонна, Милен Фармер, Константин Кинчев, RENAISSANCE v.2.0, Лютомысл, Судный день и др.

Современность

  • В настоящее время стихи Бодлера популярны и часто переиздаются. Иллюстратором одного из переизданий книги стихов «Цветы зла» стал художник комиксов Даниель Хюлет.

Сочинения

Основные произведения и сборники поэзии:

  • Цветы зла
  • Искусственный рай
  • Парижский сплин

В русском переводе:

  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Панова. — СПб., 1907. — [Т. 1]. — 192 с.; [Т. 2]. — 193—288 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод Эллиса. — СПб., 1908, Томск: Водолей. — 1993. — 400 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Альвинга. — СПб., 1908. — 263 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод А. Ламбле. — Париж, 1929. — ??? с.
  • Бодлер Ш. Лирика. — М., 1965. — 187 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла. — М.: Наука, 1970. — 470 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / По авторскому проекту третьего издания. — Кишинёв: Литературный фонд «Axul Z», 1996. — 304 с.
  • Бодлер Ш. Цветы зла / С парал. франц. текстом. — М.: Радуга, 2006. — 796 с. — ISBN 978-5-05-006402-8
  • Бодлер Ш. Цветы зла. — М.: Эксмо, 2007. — 304 с. — ISBN 978-5-699-14293-4
  • Бодлер Ш. Цветы зла / Перевод В. Шершеневича. М.: Водолей, 2009. — 356 с. — ISBN 978-5-91763-009-0
  • Бодлер Ш. Избранные письма / Перевод под ред. С. Л. Фокина. — СПб.: Machina, 2012. — 366 с. — ISBN 978-5-90141-096-7

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить