ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Брехт, Бертольт
Наследие
Наиболее широкую известность Брехту принесли его пьесы. В начале 60-х годов западногерманский литературовед Marianne Kesting в книге «Панорама современного театра», представив 50 драматургов XX века, отметила, что большинство ныне живущих «больны Брехтом» («brechtkrank»), найдя этому простое объяснение: его «завершённой в самой себе» концепции, объединившей философию, драму и методику актёрской игры, теорию драмы и теорию театра, никто не смог противопоставить иную концепцию, «столь же значительную и внутренне цельную» . Влияние Брехта исследователи обнаруживают в творчестве таких разных художников, как Фридрих Дюрренматт и Артюр Адамов, Макс Фриш и Хайнер Мюллер.
Брехт писал свои пьесы «на злобу дня» и мечтал о том времени, когда окружающий мир изменится настолько, что всё, написанное им, окажется неактуальным. Мир менялся, но не настолько — интерес к творчеству Брехта то ослабевал, как это было в 80—90-е годы, то возрождался вновь. Он возродился и в России: утратили актуальность мечты Брехта о «новом мире» — неожиданнно актуальным оказался его взгляд на «старый мир».
Сочинения
Наиболее известные пьесы
- 1918 — «Ваал» (Baal)
- 1920 — «Барабаны в ночи» (Trommeln in der Nacht)
- 1926 — «Человек есть человек» (Mann ist Mann)
- 1928 — «Трёхгрошовая опера» (Die Dreigroschenoper)
- 1931 — «Святая Иоанна скотобоен» (Die heilige Johanna der Schlachthöfe;)
- 1931 — «Мать» (Die Mutter); по мотивам одноимённого романа А. М. Горького
- 1938 — «Страх и отчаяние в Третьей империи» (Furcht und Elend des Dritten Reiches)
- 1939 — «Мамаша Кураж и её дети» (Mutter Courage und ihre Kinder; окончательная редакция — 1941)
- 1939 — «Жизнь Галилея» (Leben des Galilei, вторая редакция — 1945 год)
- 1940 — «Господин Пунтила и его слуга Матти» (Herr Puntila und sein Knecht Matti)
- 1941 — «Швейк во Второй мировой войне» (Schweyk im zweiten Weltkrieg)
- 1941 — «Карьера Артуро Уи, которой могло и не быть» (Der aufhaltsame Aufstieg des Arturo Ui)
- 1941 — «Добрый человек из Сычуани» (Der gute Mensch von Sezuan)
- 1945 — «Кавказский меловой круг» (Der kaukasische Kreidekreis)
- 1954 — «Турандот, или Конгресс обелителей» (Turandot oder Der Kongreß der Weißwäscher)
Библиография
- Клюев В. Г., М., 1966
- Шумахер Э., М., Радуга, 1988
- Копелев Л. З., М., Молодая гвардия, 1965
- Сурков Е. Д., Брехт Б. Театр: Пьесы. Статьи. Высказывания: В 5 т, М., Искусство, 1965
- Фрадкин И. М., М., 1965
- Фрадкин И. М., Бертольт Брехт. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания. В пяти томах., М., Искусство, 1963
- Фрадкин И.М., Бертольт Брехт. Стихотворения. Рассказы. Пьесы. Составление, вступительная статья и примечания И. Фрадкина, М., «Художественная литература», 1972
- Юзовский Ю., О театре и драме: В 2 т. / Сост.: Б. М. Поюровский, М., Искусство, 1982
- Земляной С. Н., Этическая мысль, М., ИФ РАН, 2004, 5
- Mittenzwei W., Berlin — Weimar, 1988
- Edited by Peter Thomson and Glendyr Sacks, Cambridge, Cambridge University Press, 2006
- Prill M., Die Klassiker der modernen deutschen Literatur, Düsseldorf, ECON, 1984
- Willett J., Reinbek bei Hamburg, 1964