ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Дилэни, Сэмюэль
В следующем романе — «Тритон» (1976) писатель рисует образы социальных утопий, где общества построены по принципу сексуальной ориентации.
В конце семидесятых и в восьмидесятые годы Дилэни создает четырехтомный сериал в жанре фэнтези о сказочной стране Неверьйоне: «Сказки про Неверьйон» (1979), «Неверьйона, или Сказка про знаки и города» (1983), «Полёт из Неверьйона» (1985) и «Возвращение в Неверьйон» (1989). Сериал отражал увлечение автора семиотикой, и хотя действие произведений происходит в вымышленной фантастической стране Неверьйон в далеком прошлом, их проблематика отражет злободневные проблемы современного общества. Как всегда в прозе позднего Дилэни, гомосексуальные отношения — одна из основных тем романов и повестей из цикла о Неверьйоне.
В 1981 году увидел свет иллюстрированный сборник «Далекие звёзды» (Distant Stars), куда вошли научно-фантастические рассказы и повести шестидесятых годов, а также два новых произведения — фантастический рассказ «Омегахелм» (Omegahelm) и сказочная повесть «Призматика» (Prismatica).
Возвращение Дилэни к жанру космической оперы произошло в 1984 году в романе «Звёзды в моём кармане, как песчинки» (вариант перевода названия — «Мой карман набит звездами, как песком») (Stars in My Pocket Like Grains of Sand), где вновь затрагиваются проблемы сексуальной ориентации, свободы выбора человека и насилия над личностью, роли информации, образования, экологии в жизни общества. Роман поразил читателей стилистической изысканностью и сложностью текста. Продолжение — роман «Блеск и нищета тел и городов» (The Splendor and Misery of Bodies, of Cities), запланированный к выходу в 1985 году, не был завершен автором. Фрагмент из этого романа опубликован в журнале The Review of Contemporary Fiction (September, 1996) . Дилэни не исключает того, что роман может быть завершен, однако эта возможность остается маловероятной .
Следующим произведением стала автобиографическая книга «Движение света в воде» (The Motion of Light in Water) (1988), представляющая собой воспоминания автора о событиях 1960-х годов и содержащая шокирующие (для неподготовленного читателя) и откровенные подробности его интимной жизни в те годы, на которые пришелся пик его известности как научного фантаста.
Вследствие специфичности содержания этих произведений в восьмидесятые годы Дилэни постепенно теряет своего массового читателя, воспринимавшего автора прежде всего как классического фантаста, тиражи книг Дилэни сокращаются, к концу десятилетия переиздаются всё реже и реже, а в начале 90-х годов многие его книги превращаются в библиографическую редкость.
В 1993 году писатель попытался вернуться к жанру классической фэнтэзи, переработав свою раннюю повесть в роман «Они улетели в Хирон» (They Fly at Çiron). Однако произведение, получившее высокую оценку Урсулы Ле Гуин, не стало событием в мире фантастической литературы и при сравнении проигрывало даже первым романам и повестям автора. Основную часть творчества Дилэни в девяностые годы и в первом десятилетии нового века составляет реалистическая и автобиографическая проза о жизни и проблемах сексуальных меньшинств, афроамериканцев, а также критические, социологические и литературоведческие статьи.
С 1988 года Дилэни занимается преподавательской деятельностью: он преподавал литературоведение и англо-американскую литературу в Массачусетском университете в Амхерсте (University of Massachusetts Amherst), университете Буффало, с 2001 года — в университете Темпл в Филадельфии (Temple Universiry).
В первом десятилетии нового века романы Дилэни вновь начали переиздаваться.
В 2008 г. вышел в свет реалистический роман «Мрачные размышления» (Dark Reflections) о судьбе поэта в современной Америке.
Зачастую в своих произведениях Дилэни обращается к темам поэзии и музыки. Творчество Дилэни в целом получило признание со стороны не только любителей и критиков научной фантастики, но и писателей других жанров. Среди поклонников его прозы — Умберто Эко.
В русскоязычных изданиях его фамилия имеет также написания — Дилени, Дилейни, Дилэйни.
Библиография (НФ и фэнтези)
Сериалы
Падение Башен (Fall of the Towers)
- Captives of the Flame (1963) — Пленники огня
- The Towers of Toron (1964) — Башни Торона
- City of a Thousand Suns (1965) — Город тысячи солнц
Возвращение в Неверьйон (Return to Neveryon)
- Tales of Nevèrÿon (1979) — Сказки про Неверьйон
- Neveryóna (1983) — Неверьйона
- Flight from Nevèrÿon (1985) — Полёт из Неверьйона
- The Bridge of Lost Desire (1987) — Возвращение в Неверьйон (Мост утраченных желаний)
Диптих (Diptych)
- Stars in My Pocket Like Grains of Sand (1984) — Звёзды в моем кармане, как песчинки
- The Splendor and Misery of Bodies, of Cities (1996, фрагмент романа) — Блеск и нищета тел и городов
Отдельные произведения
- The Jewels of Aptor (1962) — Драгоценности Эптора
- The Ballad of Beta-2 (1965) — Баллада о Бете-2
- Babel-17 (1966) — Вавилон-17
- Empire Star (1966) — Имперская Звезда (в 1978 году роман переработан Дилэни и художником Говардом Чайкин в комикс "Империя")
- The Einstein Intersection (1967) — Пересечение Эйнштейна
- The Star Pit (1967) — Хомо Аструм [= Звёздная ремонтная мастерская]
- Nova (1968) — Нова
- Dhalgren (1975) — Дальгрен
- Triton (1976) — Тритон
- They Fly at Çiron (1993) — Они улетели в Хирон
Сборники
- Driftglass (1971) — Обточенные морем стёклышки
- Distant Stars (1981) — Далекие звезды
- Driftglass/Starshards (1993)
- Aye, and Gomorrah, and other stories (2003)
Дополнительная информация
- Сайт, посвященный Дилэни
- Библиография на сайте Лаборатория Фантастики
- Библиография на сайте FantasticFiction
- Югов М. Сэмюэль Дилэни. — Дилэни С. Пересечение Эйнштейна. Киев, 1993, с. 330—332.
- Дилэни (Delany) Сэмюэл Рэй. — Энциклопедия фантастики. Кто есть кто. Под ред. Вл. Гакова. Минск, 1995, c. 212—213.
Страницы: 1 2