ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Дышаленкова, Римма Андрияновна


В 1985 в Южно-Уральском книжном издательстве (Челябинск) вышел второй сборник стихов Дышаленковой «Уральская кадриль», ключевым произведением которого стала одноимённая поэма в танцах, песнях, притчах, заговорах и частушках, основанная на уральском фольклоре. Композитор В. Сидоровым написал на эти стихи кантату, которая в 1986 вошла в репертуар Магнитогорской хоровой капеллы. К теме устного народного творчества поэтесса ещё не раз вернётся в своих более поздних поэмах, таких, как «Песни старого Урала» и «Девичьи страдания», вошедших в сборник «С высоты земли», выпущенный 7 годами позднее. В 1989 году свет увидела первая детская книга Дышаленковой — «Чудесный самолёт. Разговор с очень взрослым сыном». Изданный внушительным 100-тысячным тиражом сборник лирических и шуточных стихов разлетелся по стране, найдя горячий отзыв в сердцах маленьких читателей.

В 1985—1986 Дышаленкова работала депутатом Магнитогорского городского совета, а в 1986 переехала в Челябинск, где активно занималась просветительской работой в городе и области, а также вела передачи на Челябинском телевидении. В столице Южного Урала с 1991 по 1994 год она работала заведующей литературной частью местного ТЮЗа.

Позднее творчество

В 1994 по приглашению тогдашнего генерального директора Магнитогорского металлургического комбината А. Старикова Римма Дышаленкова вернулась в Магнитогорск. Вступив в 1996 в Союз писателей России, в 1998 она стала сопредседателем правления его Челябинского областного отделения.

В своём позднем творчестве Дышаленкова всё больше уделяет внимание истории религий и культур, а также их взаимосвязи с современностью. Наряду с традиционными религиями её внимание привлекают учения китайских философов, пифагорейцев и древних ариев. Изучая труды классиков религии и философии прошлых столетий, Дышаленкова делится своими находками с читателями уральских журналов и газет, а также со студентами (в течение ряда лет она преподавала предмет «Мировая художественная культура» в Магнитогорской государственной консерватории). На страницах газеты «Магнитогорский металл» на протяжении ряда лет печатался цикл нравственных очерков поэтессы, описывающих непростые этические ситуации, в которые то и дело попадают жители большого индустриального города.

Дышаленкова является одним из первых уральских писателей, кто начал интересоваться Аркаимом — находящимся невдалеке от Магнитогорска историческим памятником. В середине 90-х годов она пишет серию документальных очерков «Время Александра Заплатина» о селе Измайловском, вблизи которого находится уникальный археологический комплекс. В это время воображение поэтессы увлечено идеей «биологической цивилизации», живущей в гармонии с природой так, как это делали наши предки до наступления эры технического прогресса.

В 2001 Магнитогорский дом печати выпустил самую объёмную книгу Дышаленковой — 300-страничное «Прощальное слово о знахаре», в которую вошли духовно-публицистические стихотворения и рассказы. За эту книгу в ноябре 2004 на конференции уральских писателей в г. Ханты-Мансийске поэтесса была удостоена литературной Премии имени Д. Н. Мамина-Сибиряка. В 2006 в Магнитогорском доме печати вышел её сборник прозы и стихов «Ангел времени», продолжающий традиции, заложенные в «Прощальном слове о знахаре».

В 2003 по инициативе Риммы Дышаленковой газета «Магнитогорский металл» провела конкурс читательских частушек «Пой, Магнитка, веселись!», в котором приняли участие свыше 100 авторов, а по итогам был издан сборник. В 2001 поэтесса была членом редколлегии VI «Ручьёвских чтений», проводимых Магнитогорским государственным университетом. С 2007 года Римма Дышаленкова является членом редакционного совета нового магнитогорского журнала «Западно-Восточный Альянс».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить