ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Дюамель, Жорж


ИмяЖорж Дюамель
Оригинал имениGeorges Duhamel
Дата рождения30.06.1884
Место рожденияПариж, Франция
Дата смерти13.04.1966
Место смертив Вальмондуа, Франция
Род деятельностипоэт, прозаик, драматург
Жанррассказ, роман

Жорж Дюамель (Georges Duhamel; 1884—1966) — французский прозаик, поэт, драматург, литературный критик; лауреат Гонкуровской премии (1918), член Французской академии (1935).

Ранние годы

Родился в небогатой семье. Получил медицинское образование.

В 1906 году вместе с Ж. Роменом, Ш. Вильдраком принял участие в создании артели молодых поэтов и художников «Аббатство»; через несколько месяцев сделался одним из руководителей и виднейшим критиком литературной группы унанимистов, звавших быть «ближе к жизни», восстававших против книжности, искусственности, натурализма и символизма. В 1907 году дебютировал книгой стихов «О легендах, о битвах». Затем были: сборник стихов «Спутники» (1912), пьесы «Свет» (1911) и «Битва» (1913).

С 1912 года он стал редактором литературного обозрения «Mercure de France».

Первая мировая война

Своим положением в литературе Дюамель обязан художественной прозе. Первую серию его прозаических вещей образуют «свидетельства» о Первой мировой войне, в которой он участвовал в качестве военного врача: сборники рассказов «Жизнь мучеников» (1917) и «Цивилизация» (1918) — получившая Гонкуровскую премию, «Семь последних язв» (1928). Эти книги — эпопея лазарета, свидетельство того сострадания, которое автор испытывал к раненым и больным солдатам, своим пациентам. Они проникнуты сочувствием жертвам войны, возмущением и печалью, вызванными сознанием, что помешать организованному истреблению людей невозможно. С пацифистских позиций Дюамель осуждал войну в книге стихов «Элегии» (1920) и фарсе «Лапуант и Ропито» (1919). Отвергал революционное переустройство общества, защищал «независимость духа» от политики и подписал «Декларацию независимости духа», составленную Р. Ролланом.

Во Франции большим успехом пользовались его выступления-лекции, «Обладание миром», 1919 и «Разговоры в суматохе», 1919. Основным в его проповеди было утверждение примата духовного над материальным, сочетающееся с недоброжелательным отношением к современной технической цивилизации. Духовные блага (познавание людей, любовь, дружба, мечты) — единственно реальные для Дюамеля. Каждый может, обратившись к ним, овладев ими, прийти к «обладанию миром». Бедным и голодным рабочим и ошалевшим от жадности дельцам он рекомендует «жить мечтой», сделать из «культа мечты» род религии; только так могут быть обеспечены спокойствие и счастье.

Неустанная защита прав личности и пассивность, склонность успокаивать, утешать; боязнь толпы и идеализация семейного очага, дружбы; возмущение перед войной и революцией — все это характеризует Дюамеля как истинного представителя французской интеллигенции, в психологии которой гуманность сочетается с консервативностью. В связи с этими особенностями социальной психологии следует рассматривать и характерное для его художественной манеры стремление к ясности, спокойствию, уравновешенности.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить