ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Эфрос, Абрам Маркович
Имя | Абрам Маркович Эфрос |
Дата рождения | 3.5.1888 (21.4) |
Место рождения | Москва |
Дата смерти | 19.11.1954 |
Место смерти | Москва |
Род деятельности | искусствовед, литературовед, театровед, XX века, поэзии на русский язык |
Направление | поэзия |
Язык произведений | русский |
Абрам Маркович Эфрос (апреля, Москва, — 19 ноября 1954, там же) — русский советский искусствовед, литературовед, театровед, поэт и переводчик.
Биография и деятельность
Сын московского инженера-механика Абрам Эфрос окончил гимназические классы Лазаревского института восточных языков, учился на юридическом факультете Московского университета с 1907 по 1910 гг.
Еще в студенческие годы он опубликовал свой перевод с древнееврейского языка «Песни Песней Соломона» (СПб. «Пантеон», 1909), позже
публиковал переводы Данте, Петрарки, Микеланджело и др. По окончании ИМУ начал систематически выступать как художественный критик и эссеист в газете «Русские ведомости» (в 1912-17 писал под псевдонимом Россций). Избирался в Московскую городскую думу, где состоял председателем комиссии по внешнему благоустройству Москвы. В 1914-1917 служил в действующей армии. С 1917 – член общественных и государственных органов охраны художественных ценностей, в т.ч. в 1918-1927 – один из ведущих сотрудников Коллегии (отдела) по делам музеев и охраны памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР. Участвовал в определении основных направлений государственной музейной политики, внес вклад в формирование Государственного музейного фонда и его распределение. В эти же годы состоял членом правления, зав. отделом нового и новейшего искусства Государственной Третьяковской галереи; одновременно в 1924-1929 – хранителем отдела французской живописи, с 1928 – зам. директора по научной части Музея изящных искусств и зав. картинной галерей музея. В 1920-1930-е был одним из организаторов ряда художественных выставок (к 10-летию Октябрьской революции, новейшего французского искусства, выставки детского рисунка и др.). В 1937 году отправлен в ссылку, по разным данным в Ростов или Новгород. Работу в музеях совмещал с научно-преподавательской деятельностью: в 1919-1920 преподавал во 2-х Государственных свободных художественных мастерских, на курсах Наркомпроса читал лекции и вел семинары по музееведению, русскому искусству (1919-1920, 1940-1941), преподавал историю искусств в МГУ (1940-1941), вел семинар по музееведению на искусствоведческом отделении в Среднеазиатском университете в Ташкенте в 1942-1943. В 1940-1950 преподавал в ГИТИСе (Москва) курс истории русского театра и театрально-декорационного искусства. В 1945-1950 – внештатный профессор Государственного библиотечного института в Москве и с 1950 по 1954 – профессор на кафедре искусствоведения Ташкентского театрального института.
Излюбленный жанр Эфроса — критический «портрет» (В. А. Серова, В. И. Сурикова, П. В. Кузнецова, В. А. Фаворского, Г. Аполлинера, Ж. Кокто, П. Валери, С. М. Михоэлса и др.). Он также занимался исследованиями рисунков А. С. Пушкина. Эфросу принадлежит неоценимая заслуга в привлечении витебского художника Марка Шагала к работе в театре (1920).
Библиография
- Камерный театр и его художники: 1914 – 1934 / Предисл. А. М. Эфроса. М.: ВТО, 1934. XLVIII + 211 с. С илл.
- Профили, М., 1930
- Два века русского искусства, М., 1969 (лит.).
- Песнь Песней Соломона. СПб., Пантеон, 1909/
- Лампа Аладдина // Еврейский мир, 1918
- Эротические сонеты. М., 1922
- Портрет Натана Альтмана. М., 1922
- С.Чехонин. М.-Пг., 1924 (совместно с Н.Пуниным)
- Рисунки поэта. М.-Л., Academia, 1933
- Автопортреты Пушкина. М., 1945
- Пушкин портретист. Два этюда. М., Гослитмузей, 1946
- Микельанджело. Жизнь. Творчество. М., 1964.
- Два века русского искусства /предисл. Т.Алексевой. М., 1969
- Революционная поэзия современного Запада. Антология. М., 1927
- Ромен Ж. Избранные стихи. М., 1928
- Леонардо да Винчи. Избранное. М., 1952
Внешние изображения
- Мартирос Сарьян, «Портрет искусствоведа Абрама Эфроса», 1944
- «Портрет Абрама Эфроса», рисунок Ю. П. Анненкова, 1921
- «В парижском кабачке коммуны». (С. Есенин, А. Эфрос и др.). Тушь, кисть, перо. Рисунок Ю. П. Анненкова. Из книги: Аверина Г. И. «Есенин и художники». — Рязань: Поверенный, 2000. — 112 с., ил., стр. 41. Тир. 500 экз.