ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Эллисон, Харлан


Писатель работает в уникальной психологической шокирующей манере. Часто использует грубый слог, порой ненормативную лексику, абсурд и чрезмерную жестокость. Ненавидит литературных пиратов и заработал себе репутацию не вылезающего из постоянных судебных исков, которые возбуждает по любому поводу.

Одна из самых знаменитых "копирайтных войн", затеянных Эллисоном, связана с фильмом "Терминатор". После выхода картины на экраны Эллисон подал в суд на её создателей, обвинив их в плагиате - заимствовании сюжета из его рассказов "Солдат" и "Демон со стеклянной рукой". Суд удовлетворил иск Эллисона.

Когда в 90-х годах в петербургском издательстве «Азбука» вышел первый русский перевод трехтомника его рассказов «Все звуки страха», а писатель не получил за это ни цента, он официально издал свой трехтомник в другом русском издательстве («Полярис», 1997), в предисловии которого пообещал свалить на офис «Азбуки» дохлого бронтозавра.

Характерным примером его стиля может служить его повесть-антиутопия «Парень и его пёс». После войны мир превратился в разруху, мутантов и хулиганствующих банд. Чтобы выжить, главный герой должен убивать всех вокруг, пользуясь помощью своего пса-телепата. Однажды он встречает девушку и влюбляется в неё, что ставит под угрозу прочные отношения с его псом. И главному герою приходится выбирать кого-то одного.

Самый известный рассказ «У меня нет рта, но я должен кричать» повествует об суперкомпьютере Я. М. («Ядерный Манипулятор»), уничтожившем всё человечество, но оставившем в живых всего пятерых людей. Подарив им бессмертие, он из ненависти к создателям мстит своим пленникам. Компьютер морит пятерку голодом, холодом, мучает их страхом и искушениями в течение 109 лет. В итоге главный герой находит способ убить своих друзей по несчастью, чтобы избавить их от мучений, но компьютер в отместку лишает его человеческого обличья и продолжает активно пытать. Рассказ приобрел такую известность, что его название стали использовать ради рекламы к вещам, не имеющим к рассказу никакого отношения. Так, один малоизвестный автор, чей спектакль шёл в то время на подмостках, решил изменить название своего спектакля на название рассказа. После нескольких подобных случаев Харлан Эллисон затеял судебный процесс. Заключение судьи было в пользу Эллисона со следующей формулировкой: «Хотя название рассказа полностью не может являться авторской собственностью и его полностью защитить нельзя, все же оно является брендом и должно быть защищено». Сюжет рассказа лёг в основу компьютерной игры I Have No Mouth, and I Must Scream (1995), в которой писатель также озвучил главного отрицательного персонажа — глобальный компьютер «AM». В этой же игре Эллисон окончательно завершил сюжет, ответив на такие вопросы, как «Почему АМ выбрал именно этих пятерых людей» и «Какое прошлое лежит за каждым человеком»

Харлан Элиссон был другом и сотрудничал с известными авторами: Генри Слизаром (юмористический рассказ «Зелёный гость»), Робертом Шекли (рассказ «Я вижу: человек сидит на стуле, и стул кусает его за ногу»).

На своей странице автор написал о трёх самых важных вещах в жизни. На его взгляд это — ваш пол (имея в виду войну полов и сумасшедшее противостояние и различие мужчины и женщины), это — насилие (что этот мир строится на нём и это ужасно), и — отношения на работе (99 человек из 100 готовы пойти на любые унижения ради сохранения работы и карьеры).

По мнению критиков и читателей, лучшие рассказы автора — это все же немногочисленные в его творчестве реальные рассказы, очерки о себе, а не многочисленные фантасмагоричные истории.

Автор известен своим холерическим темпераментом, грубыми выходками, отсутствием «тормозов», стремлением говорить любую правду в лицо везде и всюду, склонностью к чёрному пиару, словесному хулиганству.

Сочинения

  • «„Покайся, Арлекин!“ — сказал Тиктакщик» (1965 год), премия Небьюла 1965 года
  • «У меня нет рта, но я должен кричать» (1967 год), премия Хьюго 1968 года
  • «Зверь, который кричал о любви в сердце мира» (1968 год)
  • «Эротофобия». «Penthouse», август 1971 года
  • «Феникс без пепла» (1975 год, в соавторстве с Эдвардом Брайантом)
  • «Джефти исполнилось пять» (1977 год)
  • «Я, робот» (1994 год, сценарий по мотивам рассказов Айзека Азимова)
и др.

Экранизации

  • Парень и его пёс. 1974 год.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить