ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Епишин, Владислав Константинович


В 1956 году Лиля Брик привела Славу Лёна к Алексею Кручёных. Кручёных подарил ему неизвестные стихи Малевича, из каких Лён тут же соорудил вошедший ныне в учебники и энциклопедии триптих «аб-СУРДО-перевод» (1959). Написал «Манифест ВЕРБАРТА И АРТБУКА» и книгу невербальных стихов «аб-СУРДО-перевод» (1959). В 1960-х Слава Лён организовал в Москве художественное движение ВЕРБАРТА И АРТБУКА (1957—2011), позднее получившее признание под именем КОНЦЕПТУАЛИЗМА, — уже в сфере изобразительных искусств. Проф. Лиз Уйвари (Швейцария) в 1973 издала АНТОЛОГИЮ КОНЦЕПТУАЛИЗМА «Свобода есть свобода», куда вошли стихи поэтов созданной в 1967 группы КОНКРЕТ (Сапгир, Холин, Вс. Некрасов, Лён, Лимонов, Бахчанян, см.фото). И — тем самым — окончательно конституировала русский концептуализм как европейски значимый (см. фото концептуалистов — 1974 в шемякинском альманахе АПОЛЛОН-77).

Создав в 1965 году БАШНЮ-на-БОЛОТЕ, Слава Лён приступил к систематическому проведению «квартирных выставок» художников и чтениям стихов подпольными (неподцензурными) поэтами. Которые составили радикальную оппозицию подцензурным художникам- и поэтам-соцреалистам и конформистам. Через БАШНЮ-на-БОЛОТЕ прошли все лучшие поэты- и художники-норнконформисты Бронзового века, демонстрирующие ныне в музеях России и Запада ПАРАД ПОБЕДИТЕЛЕЙ (2003—2011) — см. «Книгу мёртвых» Лимонова.

В 1985 Славе Лёну была присуждена в Париже ПРЕМИЯ им. Владимира ДАЛЯ за роман «ИНОХОДЕЦ МИША БАРЫШНИКОВ» (жюри: Виктор Некрасов, проф. Жорж Нива, Никита Струве, Михаил Геллер, Иловайская-Альберти).

В 1989 Слава Лён впервые выехал из СССР и работал как профессор русской литературы, русского искусства, русской истории в Европе и США все 1990-е годы. В 1993 с Бродским и Уфляндом он организовал в Нью-Йорке международную АКАДЕМИЮ РУССКОГО СТИХА (Нью-Йорк — Париж — СПб — Москва). В 2001-м Слава Лён вернулся в Россию, соруководит с Виктором Соснорой международной АКАДЕМИЕЙ РУССКОГО СТИХА. Слава Лён работает также с Российской академией художеств, с МСХ и МОСХ Российского союза художников, а также с Театрами Виктюка, Погребничко, Любимова. С последним он сотрудничал — в официальной должности заведующего литературной частью Театра на Таганке — в 2006—2007 гг.

В библиотеке Фонда русского зарубежья (Фонд Солженицына) Слава Лён — вместе с питерскими историками и поэтами — провел в 1998 году ВЫСТАВКУ САМИЗДАТА. В 2005 — 06 годах он вел там публичную программу «Классики Бронзового века» и продолжает популяризировать великие достижения Бронзового века в лекциях и мастер-классах — в российских, евразийских и американских университетах.

Живёт в Москве, Санкт-Петербурге и в своём новом имении БУДИМИРОВЕ (Тверская обл.)

Творчество

Творчество Славы Лёна и составляет суть его биографии. Совмещая свою научную деятельность в области Наук о Земле (20 полевых сезонов и более 200 опубликованных работ) с занятиями литературой и изобразительным (визуальным) искусством, Слава Лён 56 лет занимается структурированием национального «художественного процесса». С Константином Кузьминским Лён начал ещё в 1967 году проектировать «Антологию Бронзового века», которую первый завершил, эмигрировав в 1975 году в США, только в 80 годах (знаменитый 10-томник «Голубая лагуна»). Оставшийся в России Слава Лён в своём альманахе NRL (издававшимся в Австрии) представил в 1978 году концепцию «Бронзового века русской культуры (1953—1989)». В монографии «ДРЕВО РУССКОГО СТИХА» (1983) он разработал траекторно-генетическую схему ДРЕВА РУССКОГО СТИХА, зафиксировав более 50 неподцензурных (подпольных) школ русского стиха Бронзового века в ПОЛЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ. В формо-языковом ПОЛЕ Лён выделил семь стиховых систем (стим): 1) традиционный (классический) стих; 2) верлибр; 3) квалитизм; 4) концепт; 5) неверабальный стих (вербарт и артбук); 6) русский свободный стих; 7) Ре-Цептуальный стих («объемлющую стиму»). Эта типология стим и школ русского стиха была использована Генрихом Сапгиром в АНТОЛОГИИ САМИЗДАТА (М., 1996).

В 1974 году Слава Лён с Венедиктом Ерофеевым создали меташколу РЕ-ЦЕПТУАЛИЗМА — искусства «второй рефлексии» художественного процесса. В 1985-м году Лён сумел — при совецкой власти! — опубликовать в журнале «Человек и природа» МАНИФЕСТ РЕ-ЦЕПТУАЛИЗМА. В рамках РЕ-ЦЕПТУАЛИЗМА Слава Лён построил НЕЛИНЕЙНУЮ ТЕОРИЮ ИСКУССТВА, основанную на идее смены художественных парадигм и метаэстетике (включающей «эстетику прекрасного» Александра Баумгартена, 1735, «эстетику истины-алетейи» Мартина Хайдеггера, 1935-55, «эстетику добра-благодати» Славы Лёна, 1974). Мировая премьера РЕ-ЦЕПТУАЛИЗМА — искусства Третьего тысячелетия — состоялась 17 октября 1997 года на Вернисаже (совместной с Михаилом Шемякиным) выставки Славы Лёна «Кокон» в Хадсоне (США). Её — мировую премьеру — продолжила в Российской академии художеств выставка «Рецептуальные практики» Славы Лёна и Ольги Победовой-Рукавишниковой в 2001 году. Серия выставок других школ художников-рецептуалистов прошла в разных странах (Испании, Англии, США). В частности, Слава Лён как куратор открывал осенью 2007 года серию выставок своих учеников школы Руслана Црима — Арсена Гучапшева в Национальном музее в Нальчике. Когда в режиме «второй рефлексии» было окончательно уяснено и установлено, что Ре-Цепт-Арт — как новая художественная парадигма — пришёл на смену исчерпавшему себя Постмодерну. Что было манифестировано и конституировано в монографии Славы Лёна «Рецептуальные практики» (Нальчик, 2005): «Новые идеи не завоёвывают — они ждут, когда вымрут носители старых». Мировая премьера Ре-Цептуализма «ПОБЕДОВА-над-СОЛНЦЕМ» прошла в июне-июле 2010 в Российской академии художеств

К 2012 году Слава ЛЁН написал:

  • 39 книг стихов,
  • 10 романов,
  • 7 трагедий,
  • 26 монографий:
    • по экологии природы и экологии культуры,
    • по философии мышления и деятельности,
    • по искусству русского авангарда — Первого (1907—1922) и Второго (1953—2012)
    • по Бронзовому веку русской культуры (1953—1989).

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить