ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Евгения Тур


В следующем году (тоже в «Современнике») был напечатан роман «Племянница», так же восторженно встреченный читателями и критикой. «Блестящие надежды, возбужденные госпожою Тур, — писал И. С. Тургенев, — оправдались настолько, что уже перестали быть надеждами и сделались достоянием нашей литературы: дарование госпожи Тур, слава Богу, не нуждается в поощрении и может с честью выдержать самую строгую оценку».

В следующие несколько лет из под пера Евгении Тур выйдут новые произведения: повести «Долг», «Две сестры» (1851), «Заколдованный круг» (1854), «Старушка» (1856), «На рубеже» (1857), «Цветочница» (1859), роман «Три поры жизни» (1853—1854).

Критическая и публицистическая деятельность

В 1856 году Евгения Тур становится заведующей беллетристическим отделом журнала «Русский вестник». В этом же журнале с 1857 года она начинает публиковать критические и публицистические статьи, посвященные жизни и деятельности иностранных писателей. Сотрудничество с «Русским вестником» продлилось почти 4 года — в 1860 году она покидает журнал вследствие полемики с редактором (о г-же Свечиной), по поводу которой Д. И. Писарев тогда же говорил, что «Русский Вестник» «не уважает умственной самостоятельности своих сотрудников».

В 1861-м году писательница основывает собственный журнал «Русская Речь» (журнал, правда, просуществует только 13 месяцев). В «Русской Речи» она опубликовала ряд статей об М. В. Авдееве, В. В. Крестовском, Н. Д. Хвощинской, Ф. М. Достоевском. Достоевский напечатал тогда лишь первые свои четыре крупные вещи, но тонкому литературному чутью писательницы уже тогда было вполне ясно, что это громадный, великий талант.

Также Евгения Тур печатала критические заметки в журналах «Библиотека для чтения», «Отечественные записки», газете «Северная Пчела».

Историко-литературный интерес представляет её критический очерк об «Отцах и детях» И. С. Тургенева («Северная Пчела»). Некогда сама прославленная знаменитым писателем и своим другом, она ополчается на «Отцов и детей» с искренним возмущением, с большой злобой и горечью. «Неужели, — писала она, — все молодое поколение, эта надежда России, эти живые, зреющие силы, эти ростки и соки должны походить на Базарова, Аркадия или Ситникова?!». По её мнению, Тургенев «лучшие исключения из старого поколения воплотил в отцах, а самые уродливые из молодого — в сыновьях, в детях».

1860-е — 1880-е годы

В 1861 году в жизни Евгении Тур происходят значительные перемены. В студенческих волнениях принял участие её сын Е. А. Салиас-де-Турнемир. Сама писательница, хотя и придерживалась умеренно-либеральных позиций, не скрывала своего сочувствия молодёжи. Глубоко волновал её «польский вопрос», поскольку в это время она находилась под сильным воздействием идей польского профессора Г. Вызинского, часто бывавшего в её салоне. За Тур был установлен негласный полицейский надзор. В начале 1862 года она вынуждена была уехать во Францию, где жила последующие годы (в Париже). Здесь она сближается с представителями польской аристократии, интересуется вопросами религии, главным образом католичества, что во многом определило эволюцию её творчества.

В последние годы Евгения Тур пишет в основном повести и романы для детей и юношества: «Катакомбы» (1866), «Жемчужное ожерелье» (1870), «Хрустальное сердце» (1873), «Семейство Шалонских» (1879), «Последние дни Помпеи» (1882), «Священная история Ветхого завета» (1888), «Сергей Бор-Раменский» (1888) и др. Книги эти пользовались огромной популярностью и многократно переиздавались.

Последние годы Евгения Тур жила в Варшаве. Скончалась года. Похоронена в родовой усыпальнице Шепелевых в монастыре Тихонова пустынь близ Калуги.

Семья

Мать

Мария Ивановна (1782/1789—1862). Дочь Елисаветы Петровны (?—1839), урождённой Кречетниковой, и Ивана Дмитриевича Шепелева (?—1812), бригадира, предводителя дворянства Калужской губернии (22.12.1806—20.08.1812), родного брата генерала Дмитрия Дмитриевича Шепелева. Родители Марии Ивановны похоронены в Тихоновой пустыни Калужского уезда в семейном склепе.

Отец

Василий Александрович Сухово-Кобылин (1782—1873). В 1799 году произведен в офицерское звание при Гвардейской Конной артиллерии, с 1811 — подполковник 4 Запасной Артиллерийской бригады. Участник Отечественной войны, в сражении под Аустерлицем был ранен (потерял глаз). Обстреливал из своих орудий Париж и 19 марта 1814 года вступил в него в авангарде русской армии под начальством графа Палена. В 1814 в чине полковника вышел в отставку. Владелец имений в Московской, Тульской, Ярославской губерниях. В 1816 купил особняк в Москве (Большой Харитоньевский переулок, ныне дом 8, сохранился). Предводитель дворянства Подольского уезда Московской губернии. С 1846 года — управляющий Выксунскими заводами Ивана Родионовича Баташе́ва, в родстве с которым находилась его супруга. Мария Ивановна была хозяйкой литературного салона в своём доме на Тверской близ Страстного монастыря, в известном москвичам «Доме Фамусова».

Жили и в усадьбе Кречетниковых Воробьёво Калужской губернии. Елизавета Васильевна выросла в имении бабушки и оставила воспоминания о нём.

Сёстры и братья

  • Александр Васильевич (, Москва — , Больё-сюр-Мер, Франция) — русский философ; драматург; переводчик; почётный академик Петербургской Академии наук
  • Софья Васильевна (1825, Москва—25 сентября (7 октября) 1867, Рим (по другим сведениям — имение Кобылинка, Чернский уезд, Тульская губерния)) — русская художница. Первая официально признанная профессиональная женщина-художник в России.
  • Евдокия Васильевна (30 октября 1819—1896). Супруг — Михаил Фёдорович Петрово-Соловово (?—23 января 1887).
  • Иван Васильевич, умер в младенчестве.

Супруг

Граф Андре Салиас-де-Турнемир

Дети

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить