ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Гансовский, Север Феликсович


Также, неотъемлемой частью его произведений была идея о гуманном отношении к животным. В своих рассказах писатель пользуется множеством приемов, для того чтобы читатель на подсознательном уровне почувствовал этот посыл. Однако, основным способом воздействия на сознание С. Гансовский выбрал следующее: он наделил животных способностью к действиям, которые в нашем представлении может совершить только человек. Тем самым он открыл завесу нашего сознания — животные тоже могу чувствовать: любить, желать и хотеть жить. Они тоже могут «иметь семью, дружить, симпатизировать и быть объектом дружбы, любви или вражды…»

Биография Севера Гансовского полна историй, чьими главными героями являлись животные.

Из текста об отце — Илоны, дочери писателя:
\ … «Он относился к животным с глубоким сочувствием. Первая книжка по проблемам нравственности в широком смысле, которую дал мне прочесть отец — сочинение французского писателя Веркора — „Люди или животные“. В произведениях отца часто возникали персонажи — НЕ ЛЮДИ… Змеи, рыбы, птицы, доисторические существа. Ко всему, без исключения, живому, он относился в равной степени с уважением, внимательно и осторожно, чтобы не навредить. В его деревенских записях-планах есть фраза: „… понедельник: спасти калину на болоте“.


\ Во время войны, на фронте под Ленинградом Север был серьёзно ранен и, молодым человеком, как инвалид войны, попал в Казахстан, работал на конном заводе. У него была там нежная дружба с конём… Он рассказывал, что когда настало время возвращаться домой и он отъезжал на поезде с маленькой казахской станции в степи — его конь — Кабажал видел его, чувствовал, что наступает разлука и провожал протяжным ржанием. И у обоих видимо сердце разрывалось. Позже появился рассказ „Двое“ и киносценарий, где, кроме хроники того времени, описаны очень близкие, дружеские, партнерские отношения человека с лошадью.


\ Когда отец уже жил в Москве — как-то раз по почте пришло письмо с просьбой помочь приюту для отслуживших лошадей — из цирков и спортивных конюшен. Это был панический призыв отчаявшихся людей, которые старались своими скромными силами не допустить гибели от голода и холода животных, всю свою жизнь развлекавших публику. Как отец тогда бросился — посылать деньги!
\ Отец открыл мне взгляд на мир — как на прекрасный общий дом — дом для всего живого, а не только для человека».

Благодаря колоссальному жизненному опыту — быт, характеры героев — очень достоверны. В персонажах его произведений мы узнаем — наших родственников и соседей. Север Гансовский искренне интересовался окружающими его людьми, вне зависимости от их профессии и положения в обществе:
\ «На работу к Жене пришла женщина. И поле первой минуты разговора сказала, что только-что отсидела двенадцать лет. И потом вскользь бросила, что от рака у нее умирает отец. Предлагала пьесу. И все это с шуточками, с усмешками — и по отношению к себе, и по отношению к собеседнику. И еще она была какая-то мужеподобная и каким-то сальным взглядом смотрела на Женю, когда прощалась, долго держала, не отпускала женину руку. А теперь вдруг через два года зашла снова, говорит, что тогда не забрала свою пьесу и грозится судом».

Участник Всесоюзной встречи КЛФ (1988, Киев).

Несколько произведений писателя экранизировано. В 1977 году на киностудии Союзмультфильм по рассказу Гансовского «Полигон» был создан одноимённый мультфильм. Кроме того, Гансовский написал сценарий полнометражного художественного фильма по тому же рассказу, который, впрочем, так и не был снят. В 1985 году был экранизирован его рассказ «День гнева» (по мнению Гансовского, фильм оказался неудачным). В том же году вышел фильм киностудии ДЭФА «Визит к Ван-Гогу» по мотивам повести Гансовского «Винсент Ван-Гог».

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить