ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Горнфельд, Аркадий Георгиевич


ИмяАркадий Георгиевич Горнфельд
ПсевдонимыА.Г.; Ар. Г.; Б.О.; Буранов, Б.; Г.; Г-д; Г-д, А.; Г-д, Ар.; Гор-д, А.; Гор-д, Ар.; Горн-д, А.; Гр., Ар.; Г-ъ, А.; Коршан, Б.; Огрон, Б.; Огрон, Борис
Дата рождения30.8.1867 (18.08)
Место рожденияв Севастополе, Российская империя
Дата смерти25.3.1941
Место смертиЛенинград, РСФСР, СССР
Род деятельностиXX века, Российской империи, Российской империи, прозы и драматургии на русский язык, Российской империи, Российской империи
Направлениетеория литературы
Язык произведенийрусский
Дебют«О лекциях А. А. Потебни», 1891 г.

Арка́дий Гео́ргиевич Го́рнфельд (18, Севастополь — 25 марта 1941, Ленинград) — российский XX века, XX века, с немецкого языка, XX века, XX века.

Начало биографии

Аркадий Горнфельд родился в Севастополе. Отец его по окончании житомирского раввинского училища состоял нотариусом в Севастополе, сотрудничал в еврейских изданиях. Юный Аркадий окончил Симферопольскую гимназию. Затем окончил юридический факультет Харьковского университета, одновременно на филологическом факультете под руководством А. А. Потебни изучал теорию словесности и поэтику. В 1891—1893 гг. продолжал обучение в Берлинском университете, где слушал курс психологии М. Лацаруса, занимался вопросами литературного творчества под руководством Гейгера. Среди своих учителей, кроме А. А. Потебни и Лацаруса, называл Целлера, Германа, Дессуара, а также Штейнталя и А. Н. Веселовского, позже — Н. К. Михайловского.

В Петербурге с 1893 года. В эпоху «первоначального декадентства» пытался сблизиться с журналом «Северный вестник», чему помешали идейные разногласия с редактором А. Л. Волынским. Называя себя «разумным индивидуалистом», Горнфельд понимал, что наследство 1860-х годов требует «модификации», методология современной критики — обновления, новые течения в литературе — внимания.

Учёное поприще

Впервые в печати А. Г. Горнфельд выступил в 1891 году в «Харьковских ведомостях» со статьей «О лекциях А. А. Потебни. Из воспоминаний бывшего слушателя», вошедшей в сборник «Памяти А. А. Потебни (29 ноября 1891 г.)» (Харьков, 1892).

Горнфельд — последователь Потебни. В потебнианстве для него является существенным взгляд на искусство как на одну из форм познания действительности. «От Вико и Баумгартена через Гердера и Гегеля воззрения этого направления дошли у нас до Белинского, который определял искусство как мышление в образах. Наука не отказалась от этого определения, дав ему более отчетливое содержание. В формулах, выставленных впоследствии, поэзия определялась как „преобразование мысли посредством конкретного образа, выраженного в слове“, или как „создание сравнительно обширного значения при помощи единичного сложного ограниченного словесного знака“» («Пути творчества»). В разработке этого центрального положения школы Горнфельд шёл особой дорогой. Если Потебню преимущественно занимала теория поэтического мышления (басня, пословица и поговорка), если Овсянико-Куликовский применял потебнианские теории к творчеству русских классиков, соединяя их с социологическим анализом («История русской интеллигенции», «Толстой», «Тургенев»), то Горнфельд всегда тяготел к проблемам творческой психологии. Этим проблемам и посвящены его статьи. Муки слова для Горнфельда — муки мышления, процесс извечной и мучительной борьбы художника с материалом, процесс, проистекающий из той же антиномичности знака и значения («Муки слова», 1900). Этот интерес к психологии творчества характерен для всего потебнианства, но у Горнфельда он находит наиболее полное выражение. Для Горнфельда решение проблемы толкования связано с изучением автора, с углублением в его подлинный замысел, в его личность, в мир, подсказавший ему его творение.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить