ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ
Гумилёв, Николай Степанович
- Анна Ивановна Гумилёва — мать Гумилёва (4 июня 1854 — 24 декабря 1922)
- Степан Яковлевич Гумилёв — отец Гумилёва (28 июля 1836 — 6 февраля 1910)
Судьба близких Гумилёва сложилась по-разному: Ахматову и Льва Гумилёва ждала долгая жизнь, всероссийская и мировая слава. Анна Энгельгардт и Елена Гумилёва погибли от голода в блокадном Ленинграде. Анна Ивановна умерла на год позже Гумилёва, так и не поверив в смерть сына.
Елена и Лев Гумилёвы не оставили детей и единственные потомки поэта — две дочери и один сын Ореста Высотского. Сейчас живы старшая дочь Высотского Ия, у неё есть дочь и внучка, а также три дочери Ларисы Высотской, её младшей сестры, погибшей в 1999 году.
Творчество
Основные черты поэзии
Основные темы лирики Гумилёва — любовь, искусство, смерть, также присутствуют военные и «географические» стихи. В отличие от большинства поэтов, практически отсутствует политическая и патриотическая лирика.
Хотя размеры стихов Гумилёва крайне разнообразны, сам он считал, что лучше всего у него получаются анапесты. Верлибр Гумилёв использовал редко и считал, что хотя тот и завоевал «право на гражданство в поэзии всех стран. Тем не менее совершенно очевидно, что верлибр должен использоваться чрезвычайно редко». Самый знаменитый верлибр Гумилёва — «Мои читатели».
Основные работы
Сборники стихов
- Горы и ущелья (рукописный) (Тифлис, 1901)
- Путь конквистадоров (1905)
- Романтические цветы (Париж, 1908)
- Жемчуга (1910)
- Чужое небо (1912)
- Колчан (1916)
- Костёр (1918)
- Фарфоровый павильон (1918)
- Шатёр (1921)
- Огненный столп (1921)
Пьесы
- Дон Жуан в Египте (1912)
- Игра (1913, опубликована 1916)
- Актеон (1913)
- Гондла (1917)
- Дитя Аллаха (1918)
- Отравленная туника (1918, опубликована 1952)
- Дерево превращений (1918, опубликована 1989)
- Охота на носорога (1920, опубликована 1987)
Драматические сцены и фрагменты
- Ахилл и Одиссей (1908)
- Зелёный тюльпан
- Красота Морни (1919, опубликована 1984)
Проза
- Записки кавалериста (1914—1915)
- Чёрный генерал (1917)
- Весёлые братья
- Африканский дневник
- Вверх по Нилу
- Карты
- Девкалион
- Тень от пальмы (1909—1916)
Поэмы
- Мик (1918)
- Поэма начала (1921)
Переводы
- Теофиль Готье «Эмали и камеи» (1914)
- Роберт Браунинг «Пиппа проходит» (1914)
- Альбер Самен «Полифем»
- «Гильгамеш» (1918)
- Уильям Шекспир «Фальстаф» (1921)
Критика
- Статьи и заметки о русской поэзии (1923)
Издания
- Гумилёв Н. С. Стихотворения и поэмы. — Л.: Сов. писатель, 1988. — 632 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Издание третье.)
- Гумилёв Н. С. Избранное. — М.: Сов. Россия, 1989. — 469 с.
- Гумилёв Н. С. Письма о русской поэзии / Сост. Г. М. Фридлендер (при участии Р. Д. Тименчика); Подгот. текста и коммент. Р. Д. Тименчика. — М.: Современник, 1990. — 383 с.
- Гумилев Николай. Избранное. -М.: Книжный клуб 36,6, 2011. - 560 с.
Влияние на литературу
Упорная и вдохновенная деятельность Гумилёва по созданию формализованных «школ поэтического мастерства» (три «Цеха поэтов», «Студия живого слова» и др.), к которой скептически относились многие современники, оказалась весьма плодотворной. Его ученики — Георгий Адамович, Георгий Иванов, Ирина Одоевцева, Николай Оцуп, Всеволод Рождественский, Николай Тихонов и другие — стали заметными творческими индивидуальностями. Созданный им акмеизм, привлёкший такие крупнейшие таланты эпохи, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам, стал вполне жизнеспособным творческим методом. Значительным было влияние Гумилёва и на эмигрантскую, и (как через Тихонова, так и непосредственно) на советскую поэзию (в последнем случае — несмотря на полузапретность его имени, а во многом и благодаря этому обстоятельству).