ЛИТЕРАТУРА / АВТОРЫ

Иванов, Вячеслав Иванович


Большим ударом для поэта стала скоропостижная смерть жены в 1907 году. В 1912 году женился на своей падчерице Вере Шварсалон, дочери Зиновьевой-Аннибал; от этого брака родился сын Дмитрий (1912—2003).

В 1907—1908 годах — после того, как Иванов поддержал теорию «мистического анархизма» Георгия Чулкова — произошёл разрыв поэта со старшими символистами (впрочем, дружбу с Брюсовым Иванов сохранял вплоть до смерти «зачинателя» русского символизма). По возвращении из Франции и Италии (1912—1913) Иванов поселился в Москве на Зубовском бульваре 25. В Москве он сблизился с литературным критиком М. О. Гершензоном, философом С. Н. Булгаковым, богословом о. П. Флоренским, композитором А. Н. Скрябиным.

Октябрьскую революцию не принял (см. поэтический цикл "Стихи смутного времени", декабрь 1917-февраль 1918), но продолжал культурно-педагогическую деятельность; в 1921-1924 годах перебрался Баку, где был профессором университета. В 1921 году защитил диссертацию о культе Диониса.

Последние десятилетия провёл в Италии. С 1936 г. стал публиковать произведения (цикл «Римские сонеты», 1924 и др.) в журнале "Современные Записки", отд.изд. поэма «Человек» [Из-во «Дом книги», Париж], 1939). Иванов жил в Италии уединённо, поддерживая общение лишь с некоторыми из русских эмигрантов (из старших — с Аничковым, Мережковскими,Буниным, из младших — с И. Н. Голенищевым-Кутузовым).

В 1926 году в соборе Св. Петра совершил акт соединения с католической церковью по формуле Вл. Соловьева. В 1926—1934 годах занимал место преподавателя–лектора иностранных языков в колледжо Борромео в Павии и читал курсы по русской литературе в Павийском университете.

В 1936 —1943 годах в Папском Восточном институте в Риме и папской коллегии "Руссикум" преподает церковнославянский язык, читает лекции по русской литературе, в частности, по Достоевскому. В 1941-1945 принимал участие в работе Литургической комиссии по заказу Конгрегации Восточных церквей Ватикана составил введение и примечания к Деяниям и Посланиям Апостолов, а также к Откровению св. Иоанна, в 1948-1949 – введение и примечания к Псалтири. Итогом литературного творчества Иванова стал сборник стихов «Свет вечерний», опубликованный посмертно в Оксфорде в 1962 году.

Могила Иванова на протестантском кладбище Тестаччо в Риме


Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

  • 08.1905 — 1912 — доходный дом И. И. Дернова — Таврическая улица, 35/1;

Творчество

Творческие идеалы Иванов ищет в прошлом (Античность, Средневековье, в особенности Византия, к искусству которой редко обращались поэты); там он находит «подлинный» символизм, «органическую» культуру, которую он противопоставляет культуре буржуазной, получившей отражение в творчестве старших символистов. Как теоретик младшей ветви символистов, Иванов нередко выступает с критикой декадентства и импрессионизма, присутствующих в поэзии старших символистов. По Иванову, задача символистов — уход от «индивидуального», интимного в искусстве, создание народного, синтетического искусства, которое отступит от иллюзий, ознаменует объективные реальности. Поэт не должен стремиться к уединению, он обязан стать «голосом народа». Иванов отвергает «парнасский» принцип искусства для искусства и переходит к искусству религиозному, реалистическому (в противовес идеалистическому) символизму. В лирике метафору как основной поэтический приём должен заменить религиозный миф, который является высшей реальностью человеческого духа; в обеспечении этой замены и состоит, согласно Иванову, подлинная задача поэта-символиста.

 


Комментарии

Добавить комментарий
Комментарий
Отправить